Для буржуазной культуры эпохи империализма характерны глубокий упадок и разложение. В этот период возникает ряд литературных течений, носящих декадентский, упадочнический характер. При всем различии литературной программы символистов, акмеистов, футуристов, все эти течения объединяла реакционная буржуазная идеология, отражавшая кризис и разложение буржуазного общества накануне пролетарской социалистической революции. Общими идейно-эстетическими чертами, объединявшими все эти течения, была враждебность их передовым традициям русской классической литературы, стремление противопоставить принципам народности и демократизма в литературе аполитичное, антинародное, анархо-индивидуалистическое «искусство» , литературе реалистической противопоставить эстетско-формалистическое «творчество» .
Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в «недосказанности» , «утаенности смысла» . Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ. Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному» , многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности. Основные принципы акмеизма: — освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; — отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; — стремление придать слову определенное, точное значение; — предметность и четкость образов, отточенность деталей; — обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; — поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; — перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре» .
<span>В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесенное с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого. </span>
По жанру это произведение относят к новелле (небольшой рассказ). Жанровой особенностью является то, что в небольшом по объему рассказе А.П. Чехов передает глубокое содержание. Завязка — приезд землемера на станцию Гнилушки, поиск почтовых лошадей. Кульминация — Клим испугался землемера. Развязка — землемер уговорил Клима вновь сесть в телегу, и они продолжили путь.
<span>Обыденное событие Чехов превращает в короткую занимательную историю с неожиданным поворотом сюжета: герой так боялся, что его ограбят, что до смерти напугал возницу выдуманными победами над разбойниками. У страха глаза велики.</span>
Бирюк был очень добрым и сердечным человеком. Он только на вид казался жестоким и грубым, но оказалось, что у него доброе сердце. Все окрестные мужики боялись его: Бирюк был молодец высокого роста, плечист и сложен на славу. Это рыцарь долга. Но иногда подходила такая минута, что его служебная
стойкость подвергалась испытанию, и долг уступал место чувству жалости.
Это трогательная история любви Печорина и юной черкешенки. Максим Максимыч поведал об этой любви незнакомцу, с которым столкнулся во время поездки по Кавказу.
Наш урядник выступил из толпы и указал на Ивана Кузмича». Но - в целях художественной экономии - Пушкин не только заставляет казачьего урядника выполнить в романе определенную историческую функцию - явиться наглядной иллюстрацией кровной связи между Пугачевым и яицким казачеством, а и крепко вплетает его в романическую фабулу «Капитанской дочки», дважды сталкивая непосредственно с Гриневым. В первый раз урядник догоняет Гринева, помилованного Пугачевым и отправлявшегося вместе с Савельичем пешком в Оренбург, и вручает ему по приказанию Пугачева лошадь и овчинный тулуп. Во второй раз, очевидно, не только по просьбе единственной крепостной Мироновых, Палаши, которая заставляла урядника «плясать по своей дудке», а и в благодарность за то, что Гринев не потребовал с пего посланной Пугачевым «полтины денег» (повторение, хотя и в ослабленном виде, мотива со знаменитым «занчьим тулупчиком»), урядник доставляет ему в Оренбург письмо от Маши Мироновой.