Светская власть была бы не преобладающей, если бы не попечительство Папы Римского. Он поддерживал знатных людей, как духовенство и поддерживал деньгами, в целом он был правой рукой императоров.
Первым шагом Патриарха Никона на пути литургической реформы, сделанным сразу после вступления на Патриаршество, было сравнение текста Символа веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом Символа, начертанного на саккосе митрополита Фотия. Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами) , Патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и чинопоследований. Примерно через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 февраля 1653 года, Патриарх указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крёстном знамении. Часть справщиков высказали своё несогласие, в результате трое были уволены, среди них старец Савватий и иеромонах Иосиф (в миру Иван Наседка) . Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, Патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так началась реформа, равно как и протест против неё — церковный раскол, организованный бывшими товарищами Патриарха протопопами Аввакумом Петровым и Иваном Нероновым.
<span>В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах: </span>
<span>1.Широкомасштабная «книжная справа» , выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям даже в формулировках Символа Веры — убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена» , о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца») , а не в настоящем времени («несть конца») , из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго» . В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, в имя «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис») . </span>
<span>2.Замена двуперстного крёстного знамения трёхперстным и отмена «метаний» , или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память» , в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились» . </span>
<span>3.Крёстные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь) . </span>
<span>4.Возглас «аллилуйя» во время стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя) , а трижды (трегубая) . </span>
<span>5.Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах. </span>
В агрессивных планах фашисткой Германии захват Москвы имел первостепенное значение, так как именно с ее падением связывалась полная победа немецких войск над СССР. Для захвата города была разработана спецоперация под кодовым названием «Тайфун», в соответствии с которой были предприняты два крупных наступления на столицу нашей Родины в октябре и ноябре 1941 г. Силы были неравными. Для первой крупномасштабной операции гитлеровское командование использовало 74 дивизии (включая 22 моторизированных и танковых), 1,8 млн. офицеров и солдат, 1390 самолетов, 1700 танков, 14000 минометов и орудий. Вторая операция насчитывала 51 боеспособную дивизию. Со стороны советских войск, вставших на защиту города - героя, насчитывалось 1,2 млн. человек, 677 самолетов, 970 танков и 7600 минометов и орудий.
В результате завязавшейся ожесточенной битвы, которая продолжалась более 200 дней, враг был отброшен к западу от Москвы на 80-250 км. Это событие укрепило дух всего советского народа и Красной Армии, разбило распространяемый гитлеровцами миф о непобедимости их армии. За образцовое выполнение боевых заданий 36 тысяч защитников - города были награждены различными орденами и медалями, а 110 человек - удостоены звания «Герой Советского Союза». Медалью «За оборону Москвы» были награждены более миллиона воинов. Указом от 8 мая 1965 г Москве был присвоено почетное звание Город-герой.
<span>Икона
Богоматери, получившей название Владимирской, привезенная в Киев из
Константинополя. Она была в 1155 г. взята князем Андреем Боголюбским во
Владимир. Эта исключительная по своим художественным особенностям византийская
икона стала одной из самых почитаемых святынь на Руси, своеобразным палладиумом
Русского государства.</span>
Выделялись новые промышленные центры: Милан, Генуя, Турин. Постоянно увеличилось количество промышленных предприятий, хотя по уровню производства Италия была среди отсталых стран.