В 1458 г. предположительно купец Афанасий Никитин отправляется из родной Твери в Ширванскую землю. У него с собой путевые грамоты от великого князя тверского Михаила Борисовича и от архиепископа Тверского Геннадия. С ним ещё купцы — всего идут на двух судах. Двигаются по Волге, проходят Углич и добираются до Костромы, находившейся во владениях Ивана III.
Василий Панин, посол великого князя в Ширване, к которому Афанасий хотел присоединиться, уже прошёл вниз по Волге. Никитин ждёт две недели Хасан-бека — посла ширваншаха татарского. Едет он с кречетами. Вместе с послом они двигаются дальше. В пути Афанасий делает записи о своём хождении за три моря. Казань прошли без препятствий. Орду, Услан, Сарай и Берензань прошли благополучно. Купцов предупреждают, что караван подстерегают татары. Хасан-бек даёт подарки осведомителям, чтобы они провели их безопасным путём. Неверные подарки взяли, однако весть об их приближении подали. Татары настигли их в Богуне. В перестрелке были убитые с обеих сторон. Меньшее судно, на котором была и поклажа Афанасия, разграблено. Большое судно дошло до моря и село на мель. И его тоже разграбили и четверых русских взяли в плен. Остальных отпустили «голыми головами в море». И они пошли, заплакав.Когда путники вышли на берег, и тут их взяли в плен. В Дербенте Афанасий просит помощи у Василия Панина, который благополучно дошёл до Каспия, и Хасан-бека, чтоб заступились за людей, захваченных в плен, и вернули товары. После долгих хлопот людей отпускают, а больше ничего не возвращают. Считалось, то, что пришло с моря, — собственность владельца побережья. И разошлись они кто куда. Иные остались в Шемахе, другие пошли работать в Баку. Афанасий же самостоятельно идёт в Дербент, затем в Баку, «где огонь горит неугасимый», из Баку за море — в Чапакур. Здесь он живёт полгода, месяц в Сари, месяц в Амале, о Рее он говорит, что здесь убили потомков Мухаммеда, от проклятия которого семьдесят городов разрушились. В Кашане он живёт месяц, месяц в Езде, где «домашний скот кормят финиками». Многие города он не называет, потому как «много ещё городов больших». Морем добирается до Ормуза на острове, где «море наступает на него всякий день по два раза», а солнечный жар может человека сжечь. Через месяц он, «после Пасхи в день Радуницы», направляется на таве (индийское судно без верхней палубы) «с конями за море Индийское». Доходят до Комбея, а затем идут до Чаула.
У Афанасия ко всему, что касается торговли, живой интерес. Он изучает состояние рынка и досадует, что солгали ему: «говорили, что много нашего товара, а для нашей земли нет ничего: все товар белый для бесерменской земли, перец, да краска». Афанасий привёз жеребца «в Индийскую землю», за которого заплатил сто рублей. В Джуннаре хан отбирает у Афанасия жеребца, узнав, что купец не мусульманин, а русин. Хан обещает вернуть жеребца и ещё дать тысячу золотых в придачу, если Афанасий перейдёт в мусульманскую веру. И срок назначил: четыре дня на Спасов день, на Успенский пост. Но накануне Спасова дня приехал казначей Мухамед, хорасанец (личность его до сих пор не установлена). Он заступился за русского купца. Никитину возвратили жеребца.
В Бидаре он опять интересуется товаром — «на торгу продают коней, камку (ткань), шёлк и всякий иной товар да рабов чёрных, а другого товара тут нет. Товар все гундустанский, а съестного только овощи, а для Русской земли товара тут нет»...
Живо описывает Никитин нравы, обычаи народов, живущих в Индии. «И тут Индийская страна, и простые люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, и все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. Из простого народа мужчины, и женщины все нагие да все чёрные. Куда я ни иду, за мной людей много — дивятся белому человеку». Все доступно любознательности русского путешественника: и сельское хозяйство, и состояние армии, и способ ведения войны. Особенно интересуют Афанасия вопросы веры. Он сговаривается с индусами пойти в Пар-ват. Он дивится, что в Индии семьдесят четыре веры. Афанасий горюет, что сбился с русского церковного календаря, священные книги пропали при разграблении корабля. Он читает звёздное небо, чтобы определить день Пасхи. На «пятую Пасху» Афанасий решает возвращаться на Русь. И снова он записывает то, что видел своими глазами, а также сведения о разных портах и торгах от Египта до Дальнего Востока, полученные от знающих людей. Отмечает, где «родится шёлк», где «родятся алмазы», предупреждает будущих путешественников, где и какие их поджидают трудности, описывает войны между соседними народами. Скитаясь по городам ещё полгода, Афанасий добирается до порта — города Дабхола. За два золотых он отправляется до Ормуза на корабле через Эфиопию. Удалось поладить с эфиопами, и судно не ограбили. Из Ормуза Афанасий посуху идёт к Чёрному морю и добирается до Трабзона. На корабле он договаривается за золотой дойти до Кафы (Крым). Приняв за шпиона, его грабит начальник охраны города. Осень, непогода и ветры затрудняют переход моря.
<span>Я считаю, что в улыбке, доброй шутке человек особенно нуждается в минуты грусти и даже беды. В это время поддержка и оптимизм просто необходимы. Вот почему поэма А. Твардовского «Василий Теркин» сразу нашла горячий отклик в сердцах и душах читателей-бойцов. </span>
<span>Герой поэмы — обыкновенный парень. Тысячи таких сражались за родину в период Великой Отечественной войны. И все же из общей массы солдат он выделялся не только беззаветным мужеством, но и великим оптимизмом, незаменимой способностью удачной шуткой разрядить напряженную обстановку, поддержать боевой дух товарищей. </span>
<span>Развеселив мастерской игрой на гармони застрявших в пути солдат, Василий Теркин бесстрашно бьет немцев. Он не дрогнул, когда «скоростной, военный, черный, современный, двухмоторный» самолет появился над окопами. Метко бьет солдат из трехлинейки, а на поздравления отвечает, не скромничая, но и не хвастая: </span>
<span>И сказал сержант спроста: </span>
<span>—Вот что значит — парню счастье, </span>
<span>Глядь — и орден, как с куста! </span>
<span>Не промедливши с ответом, </span>
<span>Парень сдачу подает: </span>
<span>—Не горюй, у немца этот — </span>
<span>Не последний самолет... </span>
<span>Хозяйственный Теркин на все руки мастер. Остановившись на отдых у незнакомых деда и бабы, парень даром времени не теряет: он чинит все, на что старики уже и рукой махнули. И все это — с непрекращающимися шутками. </span>
<span>Даже в самых серьезных ситуациях Теркин не унывает. Если того требуют обстоятельства, он рискует жизнью, спасая товарищей, не теряя оптимизма и чувства юмора. Совершив на войне не один подвиг, Теркин не заботился о собственной славе: </span>
<span>—Нет, ребята, я не гордый. </span>
<span>Не загадывая вдаль, </span>
<span>Так скажу: зачем мне орден? </span>
<span>Я согласен на медаль. </span>
<span>Вот каким замечательным человеком был этот придуманный А. Твардовским солдат. Без него, конечно, не было бы повести, которая дала автору «ощущение законности места художника в великой борьбе народа, ощущение очевидной полезности моего труда, чувства полной свободы обращения со стихом и словом в естественно сложившейся непринужденной форме изложения». </span>
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин
воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы,
имел большую библиотеку, дядя был поэтом. Дом Пушкиных посещали
Карамзин, Жуковский, Дмитриев.
Общение с бабушкой, с Ариной
Родионовной, с дядькой Никитой Козловым подарило много впечатлений юному
Пушкину. Отец и дядя решили определить Александра в Царскосельский
Лицей, где он и начал учиться в 1811 году. О роли Лицея в становлении
личности Пушкина сказано очень много. Вспомним имена друзей, которых
Пушкин нашел в Лицее: Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг.
Они навсегда остались верными и близкими Пушкину друзьями. В Лицее
Пушкин начал писать стихи, в 1814 году было опубликовано первое
стихотворение «К другу стихотворцу» .
После окончания Лицея
Пушкин не возвратился в Москву, в 1817 году он переехал в Петербург и
был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он
общался в светском обществе, в литературном окружении, посещал балы,
театры. В 1820 году он закончил поэму «Руслан и Людмила» — первое
крупное произведение.
За эпиграммы, вольные стихи, быстро
распространявшиеся по Петербургу, в 1820 году Пушкин был отправлен в
южную ссылку. За четыре года он переезжал в разные города:
Екатеринослав, Кишинев, Одессу. Во время этой ссылки им были написаны
романтические южные поэмы «Кавказский пленник» , «Бахчисарайский фонтан»
, «Братья разбойники» , а в 1823 году он начал работу над романом в
стихах «Евгений Онегин» .
В 1824 году Пушкин был отправлен в
северную ссылку в имение родителей Михайловское, где после отъезда семьи
жил с няней. Там он продолжал работу над «Евгением Онегиным» , писал
«Бориса Годунова» , стихотворения. Там, в Михайловском, навещали его
друзья, туда Пущин привез Пушкину «Горе от ума» , находясь там, Пушкин
вел переписку. Там застало его известие о восстании декабристов, в
котором участвовали многие его друзья, и об их казни.
4
сентября 1826 года Николай 1 неожиданно вызвал Пушкина в Москву. Но
свобода, предоставленная царем, была недолгой. Уже в 1328 году вышло
постановление Государственного совета о надзоре над Пушкиным. В этом же
году он самовольно уехал на Кавказ, где служили его друзья.
В
1830 году Пушкин посватался к Н. Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в
имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот
период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение
которой он написал большое количество литературных произведений самых
разных жанров.
15 мая. 1831 года Пушкин женился и переехал в
Петербург. В эти годы он много работал в архивах, писал произведения на
исторические темы. Это «Дубровский» , «Капитанская дочка» , «История
Пугачева» . Пушкин журнал «Современник» , был его редактором, общался
Белинским, Гоголем, с художниками.
Затруднения возникли вновь,
когда Пушкин вынужден был общаться в придворных кругах. 9 февраля 1837
года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно и скончался 10
февраля в своем доме на Мойке.
Нет. Потому что явно видно что детям приходится рано вставать , помогать родителям , несмотря на свой возраст. Дети тянули почти все обязанности что и взрослые . Там ещё говорится о + и - ихней жизни .