Чтобы разобраться в многообразии героев и в сложных событиях, я дважды перечитывал “Войну и мир”. Не знаю почему, но страницы, посвященные философским размышлениям, я не пролистывал, как другие, а старался понять. Конечно, многого я все-таки не понял, но кое-что важное (над чем еще надо много размышлять) подсознательно усвоил.
Сегодня очень много говорят о религии. Сам я воспитан в семье атеистов и пока не чувствовал потребности в боге. Но если это когда-то случится, я, наверное, прежде всего обращусь к творчеству Льва Николаевича, потому что никто лучше его не объяснил истины религии. Сам он считал вершиной человеческой мудрости христианские заповеди, главная из которых “Не убий!”. Вот почему он разрушает романтические представления о войне, отрицает ее, считая величайшим проявлением зла, “противным всей человеческой природе событием”.
В детстве я очень любил смотреть военные фильмы. На экране десятками умирали наши и враги, рвались снаряды и бомбы, неся смерть и страдания. Сегодня, когда идут совсем рядом военные действия, война в моем сознании все ясней представляется в своем зверином обличье. Роман Толстого помог мне еще глубже осознать ее аморальность.
После его прочтения припомнилась длинная череда войн и кровопролитий, которые выпали на долю государства Российского. Но, может быть, именно Толстой показал войну как явление с такой беспощадной искренностью. Описание военной кампании 1805—1807 годов и Отечественной войны 1812 года внешне составляет событийную основу романа-эпопеи. Но автора интересует прежде всего не хроника военных действий и просчеты полководцев, а самый главный факт войны — убийство.
Везде: в философских размышлениях, речах и поступках героев, пояснениях автора — явно или подспудно выражается позиция великого гуманиста: “Цель войны убийство, орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей...”
Показывая патриотизм, справедливость борьбы русского народа с Наполеоном, автор все новыми и новыми способами и деталями внушает читателю отвращение к войне. Так, вдумываясь в разговор Болконского и Безухова накануне Бородина, в котором предельно ясно выражена вся позиция Толстого по данному вопросу, содрогаешься при мысли о том, что война неимоверно ожесточает даже самых лучших. Ведь не изверг же князь Болконский, говорящий: “Не брать пленных, а убивать и идти на смерть!”
Одна из главных линий книги — разочарование князя Андрея в самой идее войны, в героизме, в особом призвании военных. От мечты совершить подвиг и спасти всю армию он приходит к мысли, что война — “страшная необходимость”, которая допустима, только когда “разорили мой дом и идут разорить Москву”, что военное сословие характеризуется праздностью, невежеством, жестокостью, развратом, пьянством. И закономерен конец князя Андрея. На краю гибели он думает: “Неужели это смерть? Я не могу, я не хочу умирать, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух.
Потому что она была кровопролитная. И ещё русские победили.
Что же понимал под ценностью человеческой личности сам А.П.Чехов? Вот, что
об этом пишет Э.А.Полоцкая: «Ценность человеческой личности — в ней самой,
в ее индивидуальности, а не в ее величии и необыкновенности». Поэтому со
страниц рассказов писателя на нас смотрят самые обыкновенные люди. Но
даже в среде, где обычным является несправедливость, какое бы положение
герои не занимали, они должны оставаться верными себе и своим высоким
нравственным принципам. Однако в рассказах Чехова появляются, где намеки,
а где и полностью выписанные персонажи, которые изначально пошли по
ложному пути. И нередко это приводит к тупику. Выход где-то был, но они его уже
давно миновали. Наверное, поэтому, столько горечи и грусти нам встречается в
рассказах Чехова «Смерть чиновника» и «Тоска».
«Если личность подчиняется силе обстоятельств и в ней постепенно гаснет
способность к сопротивлению, то она, в конце концов, теряет все истинно
человеческое, что ей было свойственно», — так Полоцкая пишет о совершенно
другом рассказе. Но как это все соотносится с рассказом «Смерть чиновника».
Герой произведения, возможно, остался верен себе и истинным жизненным
ценностям, но где-то глубоко внутри. А на деле он пошел по ложному пути и
сам растоптал свое человеческое достоинство. Окружение только помогло ему
сделать шаг в неверном направлении.
В рассказе, правда, есть один персонаж, который, хоть и шутя, но пытается
остановить Червякова Червякова в его желании унижаться, выпрашивая
прощения. Это жена Червякова: «Придя домой, Червяков рассказал жене
о своем невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно
отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что
Бризжалов «чужой», успокоилась». Жена чиновника живет по каким-то своим не
писаным законам, она очень далека от каких-либо ценностей. Для нее оказалось
важнее мнение о человеке, чем сам внутренний мир этого человека. Иван
Дмитриевич Червяков еще более утвердился в своей низости
Червяков ведет себя не как личность, он заменяет это понятие своим социальным
положением. Этой ложной ценности он и следует на протяжении всего рассказа.
Случайно обрызгав сидящего впереди генерала, «Червяков сконфузился, глупо
улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, уж блаженства больше не
чувствовал. Его начало помучивать беспокойство». И герой начинает свою эпопею
с бесконечными извинениями. Но на мгновение чиновник словно прозревает,
понимает, что пошел по ложному пути. «Вовсе тут нет никаких насмешек!
Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же больше извиняться перед
этим фанфароном!» Значит в нем, где-то очень глубоко, таится все-таки мысль о
том, что человеческое достоинство превыше всего на свете, что это и есть самая
главная ценность человеческой личности.
Однако Червяков не следует этому вновь открывшемуся для него пути. Он
подчиняется той роли и положению, что определило для него общество.
Путь каждого персонажа, да и вообще, наверное, любого человека должны
освещать только истинные ценности. Без этого, как видно из рассказов Чехова,
жизни нет или она пуста. Жизнь жестоко наказывает человека за омертвение
души. Писатель утверждает, что самая главная ценность в жизни 0 внимание и
<span>любовь к обычным простым людям.
</span>