Кыпчакское ханство. Нач. XI-XIII в. КЫПЧАКИ (kыпсаkтар) ("половцы" - в рус. летописях, "куманы" - в соч. средневековых европ. авторов), кочевой тюрко-язычный. народ, появившийся в степях Урало-Поволжья и Вост. Европы в сер.11 в. До этого они входили в состав Кимако-кыпчакского каганата, центр которого располагался в степях Верховьях Прииртышья. С середине.11 в. степи Урало-Поволжья в сочинениях персидских авторов получают название Дешт-и Кипчак ("Кыпчакская степь"). В 1055 большая часть кыпчакских племен уходит за Волгу и занимает степи Восточную Европы вдоль южных границ Киевской Руси. Кыпчакский союз возглавляли ханы могущественного рода Ольбурлик (на тюрк. - род волка). В течение 12 в. у Кыпчаков сложилось несколько племён объединений (орду): днепровское, донское, нижневолжское (половцы-саксины) и восточные (кыпчаки). После монголоидного завоевания кыпчакские племена вошли в состав Золотой Орды. Большинство Кыпчаков переселилось в Заволжье и Южное Приуралье. В 13-14 вв. в степях Южного Приуралья одна группа Кыпчаков занимала территорию Волго-Уральского междуречья (от Волги на Западе до низовьев Илека на Востоке). Ими оставлены небольшие земляные курганы. Умерших хоронили в узких прямоугольных ямах головой на Запад, в могилу помещали шкуру или чучело взнузданного и оседланного коня. С Востока к Кыпчакам примыкали племена, оставившие т. н. "каменные" курганы. Наборы вещей в курганах обеих групп одинаковы: у мужчин - берестяные колчаны со стрелами - срезнями, ножи, кресала; у женщин - бронзовые или серебряные серьги, перстни, подвески, ножницы, бронзовые зеркала и детали головного убора ("бокки" в виде берестяной трубочки). Занимались Кыпчаки в основном кочевым скотоводством, охотой и ремеслами. Монголы не оказали существенного влияния на материальную и духовную культуру Кыпчаков, которые оставались самым многочисленным населением степи. Кочуя по соседству с башкирами и поздними булгарами, Кыпчаки смешивались с ними, формируя языковую и этнокультурную близость башкир и татар. После распада Золотой Орды Кыпчаки вошли в состав башкир, казанских татар, казахов, узбеков и др.
Эпоха Возрождения (Ренесанс)
Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.
Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности) . Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле.
Общая характеристика эпохи Возрождения
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.) , но где оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.
Искусство эпохи Возрождения.
При теоцентризме и аскетизме средневековой картины мира искусство в средние века служило прежде всего религии, передавая мир и человека в их отношении к Богу, в условных формах, было сосредоточено в пространстве храма. Ни видимый мир, ни человек не могли быть самоценными предметами искусства. В 13 в. в средневековой культуре наблюдаются новые тенденции (жизнерадостное учение Св. Франциска, творчество Данте, предтечи гуманизма) . На вторую половину 13 в. приходится начало переходной эпохи в развитии итальянского искусства – Проторенессанса (длилась до начала 15 в.) , подготовившей Ренессанс.
На почве, возделанной мастерами Проторенессанса, возникло Итальянское Возрождение, прошедшее в своей эволюции через несколько фаз (Раннее, Высокое, Позднее) .
Около 1500 в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана итальянская живопись и скульптура достигли своей наивысшей точки, вступив в пору Высокого Возрождения. Созданные ими образы совершенно воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту. В живописи была достигнута небывалая пластичность и пространственность. Архитектура достигла своей вершины в творчестве Д. Браманте, Рафаэля, Микеланджело.
<span>Классический идеал Высокого Возрождения, связанный с гуманизмом 15 в. , быстро утратил свое значение, не отвечая новой исторической обстановке (потеря Италией своей независимости) и духовному климату (итальянский гуманизм стал более трезв, даже трагичен) . Творчество Микеланджело, Тициана обретает драматическую напряженность, трагизм, иногда доходящий до отчаянья, сложность формального выражения.</span>
В зарубежной историографии также наблюдается эволюция взглядов на личность Святослава: изображение его норманнским воителем-авантюристом сменяется более глубокими оценками, включающими признание больших государственных заслуг русского князя. Эволюция эта произошла в основном под влиянием работ советских историков.
Что касается концепций внешней политики Святослава в зарубежной историографии XIX века, то они мало чем отличаются от концепций Карамзина, Соловьева, Иловайского и других отечественных историков.
В значительной зависимости от сведений Льва Дьякона оказался в данном вопросе чешский историк И. Иречек. Он считал, что во время первою похода Святослав действовал по наущению греков, а предпринимая второй поход в Болгарию, уже действовал «не как союзник византийцев, а ради собственных интересов», то есть ради завоевания страны, которое и осуществил, пленив болгарского царя. Затем на смену русским завоевателям пришли греки, уничтожившие болгарскую государственность. Болгария как единое целое противостояла этим враждебным ей силам71.
Менно характером полиса объясняется неповторимое своеобразие греко-римской цивилизации, и сам полис выступает как основной элемент, формирующий всю структуру этой цивилизации