Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.
Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности) . Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле.
Общая характеристика эпохи Возрождения
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.) , но где оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.
Искусство эпохи Возрождения.
При теоцентризме и аскетизме средневековой картины мира искусство в средние века служило прежде всего религии, передавая мир и человека в их отношении к Богу, в условных формах, было сосредоточено в пространстве храма. Ни видимый мир, ни человек не могли быть самоценными предметами искусства. В 13 в. в средневековой культуре наблюдаются новые тенденции (жизнерадостное учение Св. Франциска, творчество Данте, предтечи гуманизма) . На вторую половину 13 в. приходится начало переходной эпохи в развитии итальянского искусства – Проторенессанса (длилась до начала 15 в.) , подготовившей Ренессанс.
На почве, возделанной мастерами Проторенессанса, возникло Итальянское Возрождение, прошедшее в своей эволюции через несколько фаз (Раннее, Высокое, Позднее) .
Около 1500 в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана итальянская живопись и скульптура достигли своей наивысшей точки, вступив в пору Высокого Возрождения. Созданные ими образы совершенно воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту. В живописи была достигнута небывалая пластичность и пространственность. Архитектура достигла своей вершины в творчестве Д. Браманте, Рафаэля, Микеланджело.
<span>Классический идеал Высокого Возрождения, связанный с гуманизмом 15 в. , быстро утратил свое значение, не отвечая новой исторической обстановке (потеря Италией своей независимости) и духовному климату (итальянский гуманизм стал более трезв, даже трагичен) . Творчество Микеланджело, Тициана обретает драматическую напряженность, трагизм, иногда доходящий до отчаянья, сложность формального выражения.</span>
Декабристы предлагали отменить крепостное право, но не давать землю крестьянам западники выступали за фермерские хозяйства крестьян <span>славянофилы видели будущие за крестьянской общиной и ее видели собственником земли. </span>
Гуманистическое мировоззрение автора "Утопии" привело его к выводам большой социальной остроты и значимости особенно в первой части этого произведения. Проницательность автора отнюдь не ограничивалась констатацией ужасной картины социальных бедствий подчеркнув в самом конце своего произведения что при внимательном наблюдении жизни не только Англии но и "всех государств" они не представляют собой "ничего кроме некоего заговора богатых под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах".
Уже эти глубокие констатации подсказали Мору основное направление проектов и мечтаний во второй части "Утопии". Многочисленные исследователи этого произведения констатировали не только прямые но и косвенные ссылки на тексты и идеи Библии (прежде всего евангельские) в особенности же античных и раннехристианских авторов. Из всех произведений оказавших на Мора наибольшее воздействие выделяется платоновское "Государство". Многие гуманисты начиная с Эразма видели в "Утопии" долгожданную соперницу этого величайшего творения политической мысли произведения существовавшего к тому времени почти два тысячелетия.
Если ли не самую характерную определяющую черту социально-
философской доктрины лежащей в основе "Утопии" составляет антиинди-видуалистическая трактовка общественной жизни мыслимой в идеальном государстве. Последовательный же антииндивидуализм с необходимостью требует отмены частной собственности. Максимальное равенство в размерах собственности и сопутствующего им уравнения в потреблении - нередкое требование народно-оппозиционных движений в эпоху средневековья получавших обычно религиозное обоснование. Элементы его имеются и у Мора как активного сторонника "христианского гуманизма" взывавшего к первоначальному христианству с его идеалами всечеловеческого равенства.
5.1. Религиозно-этическая концепция "Утопии"
Присущее гуманистам круга Эразма к которым принадлежал Т. Мор стремление сочетать идейное наследие языческой античной литературы с учением Христа греческих философов и Новый Завет дало основание ряду современных исследователей как в нашей стране так и за рубежом именовать мыслителей этого круга "христианскими гуманистами" а данное течение - "христианским гуманизмом".
Самым существенным моментом в так называемом "христианском
гуманизме" был рационалистический критерий в трактовке общественно-религиозных вопросов составляющий в то время наиболее сильную и перспективную сторону в развитии гуманизма как формы буржуазного просвещения расчищавшего путь новому антифеодальному мировоззрению будущего буржуазного общества.
Именно в русле этих гуманистических исканий творчески синтезировавших идейное наследие античности и средневековья и смело рационалистически сопоставлявших политические и этнические теории с общественным развитием тогдашней эпохи возникает "Утопия" Мора отразившая и оригинально осмыслившая всю глубину социально-политических конфликтов эпохи разложения феодализма и первоначального накопления капитала.
Для понимания гуманистической концепции как самого Мора так и его окружения очень важно наряду с социально-политическими проблемами "Утопии" исследовать также ее эстетический и религиозный аспекты. Эта задача стала особенно актуальной в современных условиях когда историография основываясь на весьма тенденциозном истолковании "Утопии" пытается свести все ее идейное содержание к христианской этике. Тем самым выхолащивается оригинальность "Утопии" отрицается ее значение
как выдающегося произведения общественной мысли выражавшего не только насущные потребности своего времени но и намного опередившего свой век в смелой попытке проектирования совершенной общественной системы которая покончит с существованием классов и сословий.
Обращаясь к анализу этического аспекта "Утопии" нетрудно заметить что главное в утопийской этике - это проблема счастья. Утопийцы полагали что "для людей все счастье или же его важнейшая доля" заключается в удовольствии наслаждении.
Сократи информацию отсюда: http://refy.ru/117/366735-2-utopiya-tomasa-mora.html
В 1795 году митрополит Гавриил рекомендовал князю А. Б. Куракину, богатому и влиятельному вельможе, на должность домашнего секретаря М. М. Сперанского. Молодой человек явился к Куракину, и тот устроил ему экзамен: поручил написать одиннадцать писем разным лицам. Князю потребовался целый час, чтобы вкратце объяснить содержание писем, а Сперанскому только ночь, чтобы все написать. В шесть часов утра одиннадцать писем, составленные в изысканной форме, лежали на столе Куракина. Вельможа был покорён