У 1668 році Петро Дорошенко призначив Дем'яна Многогрішного наказним гетьманом Лівобережної України, оскільки сам був змушений повернутися на Правобережжя. Наступ московських військ під командуванням князя Григорія Ромодановського на Сіверщину (на Ніжин і Чернігів), відсутність військової допомоги від Петра Дорошенка, сильні московські залоги в містах, тиск промосковськи налаштованої частини старшини і православного духовенства (особливо Чернігівського архієпископа Лазаря Барановича) примусили Дем'яна Многогрішного піти на переговори з царським урядом.
З іншого боку, він мав власні амбіції — титулу «Наказного гетьмана Сіверського» йому було замало, прагнув поширити владу на все Лівобережжя. 17 грудня 1668 зібрано елекційну раду в Новгороді-Сіверському:
<span>«<span>«Старшина, перебуваючи в заточенні у дворі, та в меншості, а при Многогрішному немало компанійців, та боячися супроти нього мовити, пішли гуртом просити аби він став над ними гетьманом. Згідно звичаю, він ще й відмовлявся, як стара діва від гарного жениха, хоч титул й силою взяв»
</span></span>
Таким чином, за допомогою компанійців, Многогрішний був обраний «сіверським гетьманом» та від імені всієї старшини присягнув на вірність царю. Москва втім, з огляду на сумнівний перебіг «вільних виборів» не визнала його титулу до Глухівської наради[5].
Тоді повернулися звідти Максаківський ігумен Ширкович та обозний Петро Забіла, яких посилала торік старшина провести переговори з Московщиною після війни Іоанна Брюховецького. Посли домовилися про обрання нового гетьмана, бо Петро Дорошенко, як гетьман Правобережжя за Андрусівською угодою 1667, яка поділила Україну між Річчю Посполитою й Московією, не міг мати двох сюзеренів.
О влиянии Реформация на ДУХОВНУЮ жизнь общества. Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны христианского мира, который объединял все народы Европы под духовным руководством папы римского, больше не существовало, равно как и не существовало единой христианской культуры. Единая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира — необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.
Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве ПОЛИТИЧЕСКОМ. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам — в управлении государством.
В ЭКОНОМИЧЕСКОМ плане Реформация способствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже самая этика протестантов способствовала развитию экономики!
Реформация упростила, удешевила и демократизировала церковь, поставила
внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала
нормам буржуазной морали божественную санкцию.
Реформаторское движение достигло высшей точки в 16 веке. В ряде европейских
стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход к новой,
протестантской церкви. Кое-где мещанство удовлетворилась реформацией
католической церкви. 17 век уже не знает Реформации. В последующем развитии
постепенно образуются условия для эпохи буржуазных революций.
Следовательно, очевидна та исключительная роль эпохи Реформации в
становлении мировой цивилизации и культуры. Не провозглашая никакого
социально - политического идеала; не требуя переделки общества в ту или
иную сторону; не совершая никаких научных открытий и достижений в
художественном творчестве, Реформация изменила сознание человека, открыла
перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу самостоятельно
мыслить, освободился от авторитарной опеки папства и церкви, получил высшую
для него санкцию - религиозную - на то, что только собственный разум и
совесть могут подсказать ему, как следует жить.
Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества -
независимого индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и
ответственного в своих суждениях и поступках. В носителях протестантских
<span>идей выразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру.</span>
Не уверена правильно ли это, но вроде бы при крепостническом укладе крестьяне находятся в полной зависимости от своего " барина". Во-первых, они работают на его земле и урожай отдают хозяину. Во-вторых, они имеют и свой небольшой участок земли, который тоже обрабатывают и за счет которого они существуют.
При капиталистическом укладе фермер ( то есть тот же крестьянин) работает на своей земле и сам распоряжается своим урожаем, он лишь обязан платить налог государству. Он полностью независим.
В начале 20 века Столыпин предложил и нашим крестьянам перейти на "фермество". Но поскольку крестьяне всегда обрабатывали землю все вместе ( крестьянской общиной), то не все согласились вот так просто отделиться от общины и начать обрабатывать свой участок земли единолично. Главным тормозом столыпинских реформ стало нежелание крестьян отказаться от крестьянских общин, ибо такой способ обработки земли практиковался веками.
<span>НАШЕСТВИЕ МОНГОЛО-ТАТАР НА РУСЬ, 1237- 1240 ГГ.В 1237 году 75-тысячное войско хана Батыя вторглось в русские пределы. Полчища монголо-татар, прекрасно вооруженная армия ханской империи, крупнейшей в средневековой истории, пришли завоевать Русь: стереть с лица земли непокорные русские города и села, обложить население данью и установить на всем пространстве русской земли власть своих наместников – баскаков.Нападение монголо-татар на Русь было внезапным, но не только это определило успех вторжения. По ряду объективных причин сила была на стороне завоевателей, участь Руси была предрешена, как и успех нашествия монголо-татар.Русь к началу 13 века – это страна, разорванная на мелкие княжества, без единого правителя и армии. За монголо-татарами, напротив, стояла сильная и единая держава, подходившая к пику своего могущества. Лишь полтора столетия спустя, в 1380 году, в иных политических и экономических условиях, Русь смогла выставить против Золотой Орды сильное войско во главе с единым полководцем – великим князем Московским Дмитрием Ивановичем и перейти от позорной и безуспешной обороны к активным военным действиям и добиться разгромной победы на Куликовом поле.Ни о каком единстве русской земли в 1237-1240 гг. не было и речи, вторжение монголо-татар показало слабость Руси, нашествие врага и установившаяся на два с половиной столетия власть Золотой Орды, золотоордынское иго стали расплатой за междоусобную вражду и попрание общерусских интересов со стороны русских князей, слишком увлекшихся удовлетворением своих политических амбиций.Нашествие монголо-татар на Русь было стремительным и беспощадным. В декабре 1237 года армия Батыя сожгла Рязань, 1 января 1238 года под натиском врага пала Коломна. В течение января – мая 1238 года монголо-татарское вторжение испепелило Владимирское, Переяславское, Юрьевское, Ростовское, Ярославское, Углицкое и Козельское княжества. В 1239 году был уничтожен Муром, год спустя с бедой нашествия монголо-татар столкнулись жители городов и селений Черниговского княжества, в сентябре – декабре 1240 года был покорен и древний стольный град Руси – Киев.После разгрома Северо-Восточной и Южной Руси монголо-татарскому нашествию подверглись страны Восточной Европы: армия Батыя одержала ряд крупных побед в Польше, Венгрии, Чехии, но, потеряв значительные силы на русской земле, вернулась в Поволжье, ставшее эпицентром могущественной Золотой Орды.С нашествия монголо-татар на Русь начался золотоордынский период русской истории: эпоха владычества восточной деспотии, угнетения и разорения русского народа, период упадка русской экономики и культуры.</span>