Два основных семантических свойства художественной речи - изобразительность иносказательность - определяют особую роль метафоры в худ. речи.
Метафоричность - важнейшая черта худ. -го текста. .
Учёные, пишущие о метафоре, - М. Блэк, А. Н. Баранов - признают, что они имеют дело с образным сравнением (Толочин, 1956). Так определял метафору и Аристотель. Однако понимание этого определения может быть разным. В современных трудах по метафоре И. В. Толочин выделяет 3 основных взгляда на её лингвистическую природу:
-метафора как способ существования значения слова;
-м. -ра как явление синтаксической семантики;
-м. -ра как способ передачи смысла в коммуникации.
И класы на полях желтеют,
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Своё богатство по земли.
Словно бы с высоты птичьео полёта обозревает поэт сёла, города, колосящиеся хлебные нивы, бороздящие моря корабли. Они все овеяны и защищены "блаженной тишиной" - в России мир и покой. Ода посвящена прославлению императрицы Елизаветы Петровны, но ещё до её появления в оде Ломоносов успевает высказать свою главную и заветную идею: процветанию страны способствует мир, а не войны. Имератрица, которая входит в оду в следующей строфе, оказывается по худ. логике производным от этой мирной тишины: "Душа е1 зефира тише". Очень интересный ход! С одной стороны, поэт выдерживает параметры хвалебного жанра, но с другой - с первых строк произведения он твёрдо обозначил свою авторскую позицию.
Поэт славит Елизавету на фоне строго следующих друг за другом её предшественников на троне. Их характеристика усыпана метафорами.
<h2><em>з</em><em>и</em><em>м</em><em>а</em><em>-</em><em>з</em><em>и</em><em>м</em><em>Ы</em><em>,</em><em>с</em><em>н</em><em>е</em><em>г</em><em>-</em><em>с</em><em>н</em><em>е</em><em>г</em><em>А</em><em> </em><em> </em><em> </em><em> </em><em> </em><em> </em><em>ч</em><em>а</em><em>с</em><em>Ы</em><em>-</em><em>ч</em><em>а</em><em>с</em><em>,</em><em>д</em><em>у</em><em>б</em><em>-</em><em>д</em><em>у</em><em>б</em><em>ы</em><em>,</em><em>э</em><em>т</em><em>а</em><em>ж</em><em>-</em><em>э</em><em>т</em><em>а</em><em>ж</em><em>И</em><em>,</em><em>д</em><em>в</em><em>о</em><em>р</em><em>Ы</em><em>-</em><em>д</em><em>в</em><em>о</em><em>р</em><em> </em><em>м</em><em>о</em><em>р</em><em>о</em><em>з</em><em>-</em><em>м</em><em>о</em><em>р</em><em>о</em><em>з</em><em>Ы</em><em>,</em><em>ш</em><em>и</em><em>п</em><em>Ы</em><em>-</em><em>ш</em><em>и</em><em>п</em></h2>
Б) к собственному существительному. 4. Но дверь неторопливо отворилась, и вошел Николай Весовщиков ,сын старого вора Данилы ,известный всей слободке нелюдим. <span>Глава семейства , Владимир Головлев, еще смолоду был известен своим безалаберным и озорным характером. Льву , кесарю лесов, Бог сына даровал.10. Современник Чехова ,Гиляровский, по характеру своему был, конечно, человеком не тогдашнего чеховского времени.
</span>б) к нарицательному существительному.1. Однажды избалованный кот кабатчицы, хитрый сластена и подхалим, дымчатый, золотоглазый любимец всего двора, притащил из сада скворца .<span>2.Вхожу я в бор, в высокий цех природы. 6. Опять выбегают в знакомые рейсы трамваи, веселые вестники дня.
</span> в)к личному местоимению. 3. Ему,( мест ) чапаевцу, видны в боях окрепшие сыны. 5. Где можно нас ,( л.м. ) гусей, несчастнее найти? 7. Осталось мало их( личн. ), героев Перекопа.