Очень яркий пример музыкального контраста дан в пьесе М. Мусоргского «Два еврея, богатый и
бедный» из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Контраст заложен уже в самом названии –
богатый и бедный.
Музыка этой пьесы рисует характеры двух очень разных людей. Образ первого – богатого –
отличает уверенное, громкое, важное звучание. Второй – бедный – изображён жалкой, просящей,
суетливой интонацией.
Неравенство образов выражается и в том, что богатый оказывается сильнее. Его музыкальная тема
поглощает тему бедного и завершает пьесу не просто уверенно, а победоносно. Эта сценка
производит столь зримое впечатление, что становится понятной яркая выразительность
музыкального контраста
Знаменитая тема первой части симфонии была написана Шостаковичем до начала Великой Отечественной войны — в конце 30-х годов или в 1940-м. Это были вариации на неизменную тему в форме пассакальи, по замыслу сходные с «Болеро» Мориса Равеля. Простая тема, поначалу безобидная, развиваясь на фоне сухого стука малого барабана, в конце концов вырастала в страшный символ подавления. В 1940 году Шостакович показывал это сочинение коллегам и ученикам, но не опубликовал и публично не исполнял. Когда летом 1941 года композитор начал писать новую симфонию, пассакалья превратилась в большой вариационный эпизод, заменивший разработку в первой её части, законченной в августе.
В сентябре 1941 года, в уже блокадном Ленинграде (блокада началась 8 сентября), Шостакович написал вторую часть и начал работу над третьей. Первые три части симфонии он писал в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте. 1 октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда; после недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев, где 27 декабря1941 года и была закончена симфония
Композитор
П. И. Чайковский
Источник сюжета
сказка Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» в переложении Александра Дюма
Практически любая опера начинается с увертюры (вступления)
Музыкальная драматургия - воплощение в музыке драматического действия.
Музыкальная драматургия определяет форму, композицию и средства выразительности музыкальнодраматического произведения (оперы, балета, оперетты, оратории и т. д.) .
В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного из видов иск-ва: наличие ясно выраженного центр. конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определённая последовательность этапов раскрытия драматического замысла (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка) и т. д.
Эти общие закономерности находят специфич. преломление в каждом из видов муз. -драм. иск-ва соответственно природе их выразительных средств.