В небольшом городе есть отдельная палата для пяти человек, в которой обитают душевнобольные, и номер этой палаты шестой. Из палаты всегда неприятно пованивает тушеной капустой, и еще каким-то неприятным запахом. При входе в эту палату сознается ощущение, что вы посетитель зоопарка. Что касается больных из этой палаты, то один — очень печальный и худощавый человек, который помимо психического отклонения еще болен чахоткой, второй — добрейший души дурачок по имени Моисейка, очень уступчивый, только ему разрешено покидать палату и просить в городе милостыню, третий — Громов, в прошлом очень уважаемый человек, страдавший манией преследования, четвертый — очень толстый мужичок с абсолютно глупым и невменяемым выражением лица, и наконец, пятый — худой с милым выражением лица с диагнозом мания величия. Их врачом является — Рагин, человек, потерявшийся в жизни, и не проявляющий желания ни к чему, кроме рюмки водки и сытой пищи, но очень любящий читать. Рагин однажды заводит беседу с душевнобольным Громовым, которая ему очень интересна и познавательна, и в последующем каждый день наведывается к нему в палату №6 и начинает получать от этих бесед явное удовлетворение для своего мышления. Очень скоро окружающие начинают замечать эту дружбу столь разных людей и относятся к этому с явным осуждением, поговаривая о том, не сошел ли доктор с ума. Сомневаясь в стабильности его душевного состояния, его просят подать в отставку, он, не споря, соглашается с этим, и едет с другом почтмейстером в путешествие по Москве, Санкт-Петербурге и Варшаве. Как водится, в дороге, все довольно много разговаривают, но доктора раздражают глупые сплетни попутчика, его алчность, злость и зависть. Рагин решает не продолжать путешествие и вернуться домой. После этого поступка окружающие еще больше убеждаются в душевной болезни доктора и уговаривают его лечь в больницу в палату №6, но доктор не боле и не соглашается с этим, тогда его ложным путем заманивают в палату №6 и закрывают его там навсегда. Сначала Рагин пытается бунтовать, но у него ничего не получается, все его попытки не достигают желаемого результата. После осознания безвыходности своего плачевного положения он впадает в жуткую депрессию, почти перестает вставать, мало разговаривает, становится абсолютно апатичным человеком. Вскоре он умирает. С ним попрощаться на похороны пришли лишь душевнобольной Громов и бывшая служанка.
В романе Ивана Александровича Гончарова "Обломов" сравниваются характеры двух героев - Ильи Ильича Обломова и Андрея Штольца. Даже не верится, что люди одного времени, друзья могут быть так различны. На первый взгляд, может показаться, что Илья Ильич не знает, для чего жить, а Штольц уже нашел ответ на этот вопрос. Но это совсем не так! Обломов - русский помещик. "Это был человек лет тридцати двух - трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи… Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах…потом совсем пропадала". Он живет на доходы, получаемые от имения Обломовка. Илья Ильич все дни проводит в праздности, лежа на диване в любимом халате. "Это было его нормальным состоянием". Почему именно так?! "Безразличный цвет лица, ленивые движения, тревоги, замирающие в апатии или в дремоте", еще больше убеждают, что Обломов - это человек, полностью уединившийся от того лживого и бессмысленного мира, в котором живут все его знакомые и друзья, к числу которых относится и сам Штольц. Целые дни проводит Обломов дома, размышляя о необходимых преобразованиях в своем имении. Дальше мечтаний дело не продвигается. АШтольц живет "для самого труда, больше ни для чего". Для него труд - "это образ, содержание, стихия и цель жизни". Даже внешний вид Андрея четко и ярко описывает его образ жизни: "Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь". Жизнь Штольца была похожа на "шнурок". Ему казалось, что "мудрено и трудно жить легко", что можно с легкостью развязать любой узел шнурка (жизни). Но человек не в силах управлять своей судьбой, что Штольцу казалось возможным. Судьба может завязать такой неразрешимый "узел" в жизни человека, что вряд ли кто-то сможет развязать его. Обломов полностью выгнал труд из жизни. Он жил только мечтаниями о будущей жизни. Встреча друзей оказалась переломной для Обломова. Штольц поставил Илью Ильича лицом к реальности, и Обломов "испугался, узнав себя". Андрей как будто подставил Обломову зеркало, когда сказал: "Вон ты выгнал труд из жизни: на что она похожа? Я попробую приподнять тебя, может быть в последний раз. Если ты и после этого будешь сидеть вот тут ... то совсем пропадешь, станешь в тягость даже себе. Теперь или никогда!" ндрей Штольц - это полная противоположность Обломову. Если у Обломова естественное состояние - это покой, то у Штольца - движение, бег по жизни. В отличие от своего друга, Андрей трезво смотрит на жизнь. Его главным принципом был "простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь". "Он боялся всякой мечты, или если входил в ее область, то входил… зная час и минуту, когда выйдет оттуда". То есть Штольц не поддавался иллюзиям, в отличие от Обломова. С раннего детства он воспитывался в самых суровых условиях. Главнейшую роль в его воспитании сыграл отец, который прививал сыну трудолюбие, целеустремленность, стойкость к трудностям и невзгодам жизни. Отец не мог предложить другую цель жизни Андрею, как только "продлить колею от своего деда,. Как по линейке, до будущего своего внука". Обломову родители постоянно внушали, что он барин, что для исполнения любого его желания надо лишь приказать Захарке или Ваньке, которые для исполнения его повеления и существуют. Обломов признается Штольцу: "Я не понял этой жизни". Хотя жизнь Обломов, пожалуй, понял верно, он не понял себя, не осознал в себе человека, чтобы жить, а не цепенеть перед жизнью. Всеведущий Штольц придумал странное слово - "обломовщина", а Илья Ильич признал власть обломовщины над собой. Обломов погиб под тяжестью чужого слова, потому что не смог выработать собственного слова о себе. <span>Мне кажется, что Гончаров не ставит перед собой задачу раскрыть смысл жизни человека. Он лишь показывает две крайности: обломовых и штольцев</span>
Птаха в рассказе "Уроки французского" Птаха - это прозвище мальчика. Настоящее имя героя неизвестно: "...парень, по прозвищу Птаха..." Возраст Птахи - около 12 лет. Он закончил 5 классов: "...остался в пятом на второй год..." Птаха учится в одном классе с главным героем: "...в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс..." Внешность Птахи в цитатах: "...За Вадиком, как тень, следовал большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу Птаха..." "...Птаха был в шапке с подвернутыми ушами, сидящей, как и все на нем, беззаботно и смело, в клетчатой, навыпуск рубахе с короткими рукавами..." Птаха - плохой ученик. Он остается на второй год в 5-ом классе: "...в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс. Оказывается, остался в пятом на второй год и под каким-то предлогом устроил себе до января каникулы..." Птаха дружит с Вадиком - таким же хулиганом: "...За Вадиком, как тень, следовал..." "...был заодно с Вадиком и тот ему потихоньку помогал..." "...Он найдет, к чему придраться, рядом с ним Птаха..." (о Вадике и Птахе) Птаха любит драться по любому поводу: "...За мной кинулся было Птаха, но сразу вернулся - видно, Вадик рассудил, что с меня хватит, и остановил его..." "...Что, Вадик, сразу будем бить или подождем немножко?.." Птаха - нервный, "горячий" мальчик: "...Ставь, не разговаривай, пока Птаха не рассердился. А то он человек горячий..." Птаха и Вадик избивают главного героя за то, что тот спорит с ними:"...Первым, опять сзади, меня ударил Птаха. Я полетел на Вадика, он быстро и ловко, не примериваясь, поддел меня головой в лицо, и я упал..." "...Они били меня по очереди, один и второй, один и второй..."
Прежде чем сказать,чему нас учит произведение,необходимо определить основную тему и идею.Основная тема сказки Салтыкова-Щедрина " Медведь на воеводстве "-это крестьянские восстания при Александре III,вызванные варварскими принципами системы самодержавия,призыв к свержению самодержавия,деспотичной формы государства,направленной против интересов народа.Основная идея-это обличение пороков царской системы власти,через сатирическую сказку.Царь -лев,слушая советы осла-советника,посылает медведей-министров на усмирение лесных жителей,зверей-крестьян,Но лесные жители не слушают медведей,они им-не указ,а медвежья кровожадность вызывает отпор.Искоренение крепостных порядков,звериной морды самодержавия,вот главная цель автора.
Данное произведение учит нас бороться с неравноправием,несправедливостью.Отстаивать свои права и свободы,без применения насилия.Избегать крайних мер и жестокости.Сказка Салтыкова-Щедрина учит нас думать,отделять медведей от львов,учиться выражать свои мысли иносказательно,анализировать происходящие события и думать самостоятельно.