<em>Как я люблю рождение огня,</em>
<em>Моих костров скитальческих исток,</em>
<em>Когда дрожит в ладонях у меня</em>
<em>Нетерпеливый жаркий лепесток.</em><em>1963</em>
<span> Валентина Дмитриевича Берестова мы помним по стихотворениям, которые читали в детстве. Но у писателя, переводчика, поэта-лирика много замечательных стихотворений, полных ярких образов и мыслей.
Темой данного стихотворения является рождение огня, а идея - заявлена в первой строчке :</span>"Как я люблю рождение огня" .
Стихотворение короткое, состоит всего из одной строфы. Но его 4 стиха рисуют образ неравнодушного лирического героя,который умеет находить красоту и высокий смысл в простом чирканье спички. Мы понимаем, что у него была кочевая жизнь, что ему часто приходилось привычно разжигать костры. И каждый раз его волновал момент рождения огня, его развитие и распространение. Образ дрожащего в нетерпении огонька получился очень ярким и легко представляемым. Огонь, как мы видим в стихотворении, у поэта одушевлен (олицетворение).
"Лепесток" - метафора огненного цветка.
Эпитеты: жаркий(цветок), скитальческие(костры).
Стихотворение написано пятистопным ямбом. Рифма перекрестная. (первый стих рифмуется с третьим, второй - с четвертым). Все рифмы - мужские.
В стихотворении много звуков "р", "ж", "с" и "т". Это позволяет нам услышать веселое потрескивание огонька.
Я тоже люблю смотреть на огонь. И благоговейное восхищение автора мне понятно.
В XIX веке у каждого молодого дворянина был свой дядька, который был ему верным слугой и учителем.
Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» преподносит нам необычайного героя – старика Савельича, который был слугой Гринева.
С наибольшей полнотой характер Савельича и природа его смиренности раскрываются в эпизодах, связанных с дуэлью. Гринев-отец, узнав о дуэли сына, пишет Савельичу грозное и оскорбительное письмо. Гринев-сын обвиняет старика в доносе. Особенность созданной Пушкиным ситуации состоит в том, что Савельича обвиняют и оскорбляют ни за что.
Письмо это - замечательный образец пушкинского проникновения в психологию, обнаруживающую глубинные чувства человека.
«Государь Андрей Петрович, отец наш милостивы и! Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гиеваться на меня, раба вашего, что-де стыдно мне не исполнять господских приказаний; а я, не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос…» . «А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски. Верный холоп ваш Архип Савельев» .
Савельич любил Гринева по-отцовски и сделал для своего воспитанника гораздо больше, чем его родной отец.
Письмо дышит смирением и покорностью «верного холопа» , и в го же время оно глубоко печально: оскорбленный человек проявляет искреннюю заботу о матери Петра Гринева, которая «с испуга слегла» ; он успокаивает и утешает барыню, сообщая о здоровье ее сына после ранения, обещает «за ее здоровье бога молить.
За готовностью принять барское наказание («свиней пасти» ) мы чувствуем затаенную обиду оскорбленного человека.
В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Всё лучшее в Гринёве воспитано преимущественно Савельичем. Савельич глубоко привязан к Гринёву. Свой долг он видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. Савельич - раб по положению, но не раб по духу. В нём живёт чувство человеческого достоинства.
Необходимо обратить внимание и на набожность Савельича: «Бога ты не боишься, разбойник!» , «Господи владыко» , «Слава тебе, владыко!» , «Бог видит…» , «Господи царю небесный…» , «…бога буду молить» , «…сказал он перекрестившись» , «побойся бога» , «ради бога» , « старик крестился, читая про себя молитву» , «…почивай себе до утра, как у Христа за пазухой» . Помимо обращения Савельича к Богу, в его речи встречаются многочисленные «ругательные» слова: «пьяница оголелый» , « проклятый мусье» … Речь проста, но за словом Савельич в карман не полезет: «Конь о четырех ногах, да спотыкается» … «Сержусь-то я на самого себя» .
Образ Савельича открывал великую истину: смирение не добродетель, по судьбе воспрянули духом, преступили закон, который обездоливал их, бросили вызов господам и власти. Савельич видит восстание, знает самого Пугачева, но он глух к провозглашенной мятежниками вольности, он слеп к событиям и судит о них с позиций своих хозяев. Оттого Пугачев для него «злодей» и «разбойник» .
В образе Савельича Пушкин нарисовал хорошего русского человека, трагизм положения которого в том, что он живёт в эпоху крепостного права, обезличивающего крестьянина, и прежде всего и сильнее всего - дворового. «Савельич - чудо. Это лицо самое трагическое, т. е. которое больше всего жаль в повести», - хорошо сказал один из писателей - современников Пушкина.
<span>Мой рыжий, красивый сын... </span> <span>Мой рыжий, красивый сын,
ты красненький, словно солнышко.
Я тебя обнимаю, сонного,
а любить — еще нету сил.
То медью, а то латунью
полыхает из-под простыночки.
И жарко моей ладони
в холодной палате простынувшей.
Ты жгуче к груди прилег
головкой своею красною.
Тебя я, как уголек,
с руки на руку перебрасываю.
Когда ж от щелей
в ночи
крадутся лучи по стенке,
мне кажется, что лучи
летят от твоей постельки.
А вы, мужчины, придете —
здоровые и веселые.
Придете, к губам прижмете
конвертики невесомые.
И рук, каленых морозцем,
работою огрубленных,
тельцем своим молочным
не обожжет ребенок.
Но благодарно сжавши
в ладонях, черствых, как панцирь,
худые, прозрачные наши,
лунные наши пальцы,
поймете, какой ценой,
все муки снося покорно,
рожаем вам пацанов,
горяченьких,
как поковка!</span>(Р. Казакова)
Напиши про совецкую власть. Там всего-то почитать про неё и написать своими словами.
<span>Я последний поэт деревни,</span>
<span>Скромен в песнях дощатый мост.</span>
<span>За прощальной стою обедней</span>
<span>Кадящих листвой берез.</span>
<span>Догорит золотистым пламенем</span>
<span>Из телесного воска свеча,</span>
<span>И луны часы деревянные</span>
<span>Прохрипят мой двенадцатый час.</span>
<span>На тропу голубого поля</span>
<span>Скоро выйдет железный гость.</span>
<span>Злак овсяный, зарею пролитый,</span>
<span>Соберет его черная горсть.</span>
<span>Не живые, чужие ладони,</span>
<span>Этим песням при вас не жить!</span>
<span>Только будут колосья-кони</span>
<span>О хозяине старом тужить.</span>
<span>Будет ветер сосать их ржанье,</span>
<span>Панихидный справляя пляс.</span>
<span>Скоро, скоро часы деревянные</span>
<span>Прохрипят мой двенадцатый час!</span>