Первым большим законченным произведением после оперы «Борис Годунов» были «Картинки с выставки» . Это стало новой страницей в творчестве не только самого Мусоргского, но и в фортепианной программной музыке его времени.
В трудной жизни Мусоргского редким островком чистой радости и полного упоения творчеством стал июнь 1874 года.
В это время 35-ти летний композитор создал произведение поистине уникальное в мировой музыкальной литературе - фортепианную сюиту «Картинки с выставки» .
Название точно соответствует содержанию «Картинки» написаны Мусоргским под впечатлением посмертной выставки художника и архитектора В. К. Гартмана.
Гартман был человеком живым, легким в общении, увлекающимся. Богатство фантазии и воображения, изобретательность во всяких выдумках и розыгрышах делали художника незаменимым в дружеской компании. С Мусоргским Гартмана связывали теплая дружба и взаимное уважение. Поэтому страшная весть о скоропостижной смерти друга в 1873 году потрясла Модеста Петровича.
Свое произведение, рожденное под впечатлением выставки в память о друге, Мусоргский первоначально озаглавил «Гартман» .
Устроители на выставке собрали картины, акварели, архитектурные проекты, эскизы театральных декораций и костюмов, рисунков с натуры, а также художественные изделия - например, каменные часы в русском стиле в виде избушки на курьих ножках, щипцы для раскалывания орехов. Здесь представлены были жанровые сцены и типы, нарисованные Гартманом в годы его путешествий по Италии, Франции и Польше, а также заимствованные из русской национальной поэзии и жизни. Из них 10 произведений Мусоргский переложил на язык музыки, которые составили преоригинальную сюиту - чередование картинных зарисовок.
<span>«Картинки с выставки» были созданы им на взлете вдохновения и в необычайно короткий срок - за 3 недели июня 1874 года. Во время работы он сообщает Стасову: «Мой дорогой generallissime, Гартман кипит как кипел «Борис, - звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге. Хочу скорее и надёжнее сделать ...До сих пор считаю удачным» .</span>
Вроде Римского- Корсакова: (“Майская ночь”, “Снегурочка”, “Царская невеста”) и к непрерывному развитию (“Моцарт и Сальери”, “Кащей бессмертный”, “Сказание о невидимом граде Китеже”, “Золотой петушок”); оперы с широкими массовыми сценами (“Псковитянка”, “Майская ночь”, “Снегурочка”, “Млада”, “Садко”, “Китеж” и без них (“Моцарт и Сальери”, “Вера Шелога”, “Kaщей бессмертный”), с развёрнутыми законченными ансамблями (“Царская невеста”) и без ансамблей (“Moцарт и Сальери”, “Золотой петушок”).
Разные кладбище и дома и.... ЛЮДИ
D-dur
ум5(VII) до диез-соль/разр.ре-фа диез/
ум4(IV) соль-до диез/разр. фа диез-ре/
ум5(II) ми-си бемоль/разр. фа диез-ля/
ув4(VI-) си бемоль-ми/разр.ля-фа диез/
h-moll
ум5 ля диез-ми/разр. си-ре/
ув4 ми-ля диез/разр. ре-си/
ум5 до диез-соль/разр.ре-фа диез/
ув4 соль-до диез/разр. фа диез-ре/
B-dur
ум5 ля ми бемоль/си бемоль-ре/
ув4 ми бемоль-ля/разр.ре-си бемоль/
ум5 до-соль бемоль/ре-фа/
ув4 соль бемоль-до/фа-ре/
g-moll
ум5 фа диез-до/соль-си бемоль/
ув4 до-фа диез/си бемоль-соль/
ум5 ля-ми бемоль/си бемоль-ре/
ум4 ми бемоль-ля/ре-си бемоль/