Восста́ние Спарта́ка (лат. Bellum Spartacium или лат. Tertium Bellum Servile, «Третья война с рабами») — величайшее в древности[1][2] и третье по счёту (после первого и второго Сицилийских восстаний) восстание рабов. Последнее восстание рабов в Римской республике датируется обычно 74 (или 73)—71 гг. до н. э.[3] Восстание Спартака было единственным восстанием рабов, представлявшим прямую угрозу центральной Италии. Окончательно подавлено в основном благодаря военным усилиям полководца Марка Лициния Красса. В последующие годы оно продолжало оказывать косвенное воздействие на политику Рима.
Между 73 и 71 годами до н. э. группа беглых рабов — первоначально небольшая, примерно из 78 беглых гладиаторов — переросла в сообщество из более чем 120 000[4] мужчин, женщин и детей, относительно безнаказанно перемещавшихся по Италии под руководством нескольких лидеров, в том числе знаменитого гладиатора Спартака. Боеспособные взрослые мужчины из этой группы составляли удивительно эффективный вооружённый отряд, который неоднократно показывал, что может противостоять римской военной мощи, как в виде местных патрулей и милиции, так и в виде подготовленных римских легионов под консульским командованием. Плутарх описывал действия рабов как попытку сбежать от своих хозяев и уйти через Галлию, в то время как Аппиан и Флор изображали восстание как гражданскую войну, в которой рабы вели кампанию по захвату самого Рима.
Растущая тревога римского сената по поводу продолжения военных успехов армии Спартака, а также грабежи в римских городах и сельской местности в конечном итоге привели к тому, что республика пустила в ход армию из восьми легионов под жёстким, но эффективным руководством Марка Лициния Красса. Война закончилась в 71 году до н. э., когда армия Спартака, отступая после долгих и кровопролитных боёв перед легионами Красса, Помпея и Лукулла, была полностью уничтожена, оказав при этом ожесточённое сопротивление.
Третье восстание рабов имеет важное значение для последующей истории Древнего Рима, в основном в его влиянии на карьеру Помпея и Красса. Два военачальника использовали успехи в подавлении восстания в своей дальнейшей политической карьере, употребляя общественное признание и угрозу своих легионов с целью повлиять на консульские выборы 70 года до н. э. в свою пользу. Их действия в значительной мере способствовали подрыву римских политических институтов и в конечном итоге превращению Римской республики в Римскую империю[3]
<span>Александр Македонский хотел пройти через нынешнюю территорию Казахстана, но ему преградили путь сакки, и Александру пришлось проходить через Индию!</span>
Дочь бога Ра, богиня жизни Исида, сумела постичь многое, и о сути мироздания, и о порядке на небе и на земле. Захотела она однажды узнать тайное, сокрытое имя своего отца. Верховный бог к тому времени был же стар, он сидел на своем небесном, сделанном из чистого золота престоле, а слюна из его открытого рта падала вниз, на землю. И придумала Исида незаметно собрать божественную слюну, перемешанную с земной почвой, превратить ее в коварного змея, и, словно золотую стрелу, оставить в Египте на тропе, по которой любил прогуливаться Ра. Когда бог в образе земного правителя – фараона со своей многочисленной свитой обходил владения, не заметив стелу, наступил на нее, и яд тотчас разлился по его телу, проникая в сердце.
Змей, так и оставшийся неведомым, поразил бога солнца Ра, жег огнем его сердце, сковал по рукам и ногам, и стенал верховный бог, требуя позвать к себе детей, чувствуя, что его конец близок. Богиня Исида, одна из дочерей Ра, знала, как вдохнуть в своего отца жизнь, ее волшебные слова способны оживить даже мертвого. Вопрошала Исида Ра, какой змей ужалил могущественного бога, ни один ли из его сыновей, сумевший принять змеиный облик? Но верховный бог отвечал, что все произошло настолько быстро, что Ра даже не успел рассмотреть своего врага. И воскликнула любящая дочь Исида: "Произнеси имя свое вслух, громко, тогда ты будешь жить". Она не хотела убивать отца, не являясь его врагом, она хотела лишь узнать могущественное имя, само по себе готовое творить все новое.
<span>Долго произносил Ра имя, у него было много названий, включающих его творения - и творец воды, земли, небо, и соединяющего их горизонта. И отец пламени, и создатель времени и календаря. С восходом солнца верховный бог появлялся на земле под именем Хепра, в полуденные часы - как яркое солнце Ра, освещающее небосвод, а в вечернее время, перед закатом солнца, бог появлялся уже под именем Атум. Но ничего и не помогало, и тогда Исида поняла, что отец так и не произнес вслух своего настоящего имени. Я ядовитый змеиный укус жег бога Ра и изнутри и снаружи, словно каленое железо. Но не мог Ра сказать вслух он своего имени, и придумал бог передать его Исиде, ничего не сказав при этом, ввергнув имя свое в ее тело, и только после этого, достигнув желаемого, она помогла отцу, извергнув яд наружу.</span>