В повести «Журавлиный крик» шестеро солдат у железнодорожного переезда
должны держать оборону в течение суток, обеспечивая отход батальона. Они
вступили в неравный бой, не ища для себя спасенья. Первым заметил
немецких мотоциклистов Фишер, он почувствовал: «пришло время, когда
определяется весь смысл его жизни» . Ему хотелось, чтобы старшина
изменил о нем мнение. Очевидно в эту ночь «не мудреная мерка солдатских
достоинств, принадлежащих старшине, в какой-то мере стало жизненным
эталоном для Фишера» . Его выстрелы предупредили старшину Карпенко и
остальных, и он вправе был позаботиться о себе. Но Фишер не знал, что
убежать или затаиться в его положении – вполне пристойно и честно. Ему
представилось строгое скуластое лицо старшины, он почти наяву услышал
презрительный окрик: « Эх ты, растяпа! » И тогда весь мир для него
ограничился укоризненным взглядом сурового старшины и этой цепочкой
мотоциклов. И он дождался переднего, выстрелил, попал, и тотчас очередь
из автомата размозжила ему голову.
Мотив действительно
безыскусен: интеллигент, близорукий книжник, боится упреков в
нерасторопности и трусости больше, чем смертельной опасности, он хочет
соответствовать меркам старшины, то есть общей мерки долга, тягот,
риска. Он хочет быть вровень с другими, иначе ему – стыдно.
После
Фишера, в самый разгар боя на переезде гибнут Карпенко и Свист. О себе
Карпенко не очень тревожился: он сделает все, что от него потребуется.
Это надежный служака, не избалованный жизнью. Его действия в бою
предрешены. А смерть Свиста наступила вследствие неравного единоборства с
немецким танком: он бросил одну за другой гранаты под гусеницы, но
отбежать не успел.
Повесть заканчивается, когда Василий Глечик,
самый юный из шестерых, еще жив, но, судя по всему, обречен. Мысль о том
чтобы оставить позицию, спастись, была для него неприемлемой. Нельзя
нарушить приказ комбата, его нужно выполнить любой ценой, и, конечно,
присяга и долг перед родиной.
Писатель дал почувствовать, как
горько, когда обрывается такая чистая и молодая, верующая в добро жизнь.
До Глечика донеслись странные печальные звуки. Он увидел, как за
исчезающей стаей летел отставший, видно, подбитый журавль; отчаянный
крик птицы безудержной тоской захлестнул сердце юноши. Этот журавлиный
крик – полная печали и мужества песня прощания с павшими и призывный
клич, возвещающий о смертельной опасности, и этот мальчик потрясенно
открыл для себя: ему скоро предстоит умереть и ничего изменить нельзя.
Он схватил единственную гранату и занял свою последнюю позицию. Без
приказа. Хорошо зная, что это конец. Не желая умирать и, не умея
выживать любой ценой. Это была героическая позиция.
Герои
повести «Журавлиный крик» при всем разнообразии своих характеров схожи в
главном. Все они сражаются до конца, своей кровью, своей жизнью
обеспечивая организованный отход батальона. Через их трагическую судьбу
очень убедительно показывается трагедия первых военных лет и
реалистически раскрывается неброское во внешних своих проявлениях
мужество солдат, которые в конечном итоге обеспечили нашу победу.
Я считаю, что это рассказ " Прыжок". У меня есть книжка для дошколят, так там эти рассказы Л.Н.Толстого помещены рядом. И в рассказе "Акула", и в рассказе "Прыжок" действие происходит в дальних морях. В "Акуле" мальчики, не подумав об опасности, уплыли за пределы опущенного а воду паруса - импровизированной купальни. Они заметили акулу, когда та была в двадцати шагах! В "Прыжке" мальчик в задоре взбирается за обезьяной, стащившей у него шляпу, на самую верхушку мачты и, не держась ни за что, идет по перекладине. Вероятность упасть и вдребезги разбиться была высока! Мальчишек спасают отцы. В "Акуле" артиллерист стреляет из пушки, надеясь, что не заденет мальчиков. После выстрела его нервы сдают. Он закрывает лицо руками. И,только услышав радостные крики, посмотрев на море и увидев брюхо мертвой акулы, понимает, что прицел был точным. В "Прыжке" отец-капитан прицеливается в мальчика из ружья и приказывает ему прыгать в море. И когда матросы выловили мальчика и он снова стал дышать, капитан убежал в свою каюту, чтобы никто не видел, как он плачет. Ясно, что и в "Прыжке" и в "Акуле" сюжеты близки. Речь идет о беспечности мальчиков и о самообладании, принятии рискованных решений их отцами, позволяющими себе переживания только после спасения детей.
В поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова" главный герой Кирибеевич в самом начале поэмы рассказывает царю о себе и своей возлюбленной Алене Дмитриевне. Он не говорит ему ничего о том, что она замужем.Действие этой сцены разворачивается на пиру, на котором молодой опричник Кирибеевич сидит понурый, не ест и не пьет. Когда царь спрашивает его о причине его грусти, он отвечает, что причиной является его любовь к Алене Дмитриевне.В рассказе о своей любви к Алене Дмитриевне Кирибеевич говорит, что любовь его целиком захватила, что не без любимой он не мыслит жизни и даже деньги и золото ему не нужны.Пылкая и страстная речь Кирибеевича о себе и красавице сопровождается высокопарными заявлениями о храбрости и преданности царю. Кирибеевич просит царя отпустить его сражаться, где он сможет с честью покончить со своей несчастной любовью. Однако, в его рассказе царю Кирибеевич хитрит. Он не договаривает, что причина его несчастной любви и отказе во внимании со стороны возлюбленной в том, что Алена Дмитриевна – замужняя женщина. Она честна и верна по отношению к мужу. Кирибеевич же в рассказе о ней ограничивается лишь тем, что она родилась в купеческой семье и описанием ее красоты неземной. О себе же он постоянно напоминает о своей верности к царю. В этом описании опричник Кирибеевич выступает как хитрый манипулятор, который очень успешно владеет техникой манипуляции. Он умело проводит вокруг пальца царя, извлекая пользу из своего положения и симпатии, которую царь к нему питает.Подойдёт???