По некоторым данным, это стихотворение написано в Орловской губернии (город Орел) ,ведь именно там жил в момент написания Бунин (1889 год)
Да оставляет
и никогда не здавайся и не отступай назад
Жила - была маленькая девочка по имени Коктебель. Она жила в России, в Оттузе, в сельце в нашем. С детства любила она подводных обитателей. Шла она по тропе к морю из сельца. В море этом увидела Коктебель дельфинов. Подошла к ним и началось... Ох, как они играли!.. Слышать - не видеть в живую, так и знайте. Стала девочка каждый день ходить к дельфинам. Она их натренировала, они её команды выполняли, любили её. Ну и семнадцатилетие подошло к девушке. У неё и деньги завелись. Работников позвала Коктебель и достала дельфинов из моря, посадила в своё маленькое море самодельное. Обучала их, Коктебелюшка наша. И построила она сидения рядом с бассейном, сейчас так называют эти маленькие моря. Девушка решила, что позовёт людей посмотреть на трюки дельфиньи. Людей полно пришло - все удивлялись - смотрели, как искуссно Коктебель управляет дельфинами. А вот и жизнь Коктебели прошла. Любили люди, оплакивали Коктебель. Город в честь неё назвали - Коктебель. Сейчас Коктебели нет - другие тренера сейчас тренируют дельфинов. И аквапарк такой по сегодня существует и город - Коктебельский дельфинарий. В Крыму такой город есть. Город моря нашего, русского, и дельфинов Коктебельских.
Александр Солженицын в <span>1956-1957 году</span>
В последней главе поэмы читатель почувствует не радость победы Андрея Сивцова, вернувшегося с фронта, а печаль опустошенного одиночества. Однако герой отыскал в себе силу воли вновь отстроить дом, вести домашние дела, снова косить траву – и все это с огромной надеждой о возвращении своей любимой семьи в родной край. Сколько в этом ударе судьбы заключается горя миллионов неповинных душ.
Главный замысел автора поэмы "Дом у дороги" выражен в морали произведения. А мораль такова: что каждый житель нашей планеты обязан помнить о важности мирных отношений между людьми и странами. А так же даже о мнимый границах времени, чтобы глубокая память о предках жила обязательно в совести сердца, и не только в отдельном человеке, а равно и социуме человечества.