В 1930-х годах, несмотря на возражения определённой части общества, детей в школах учили, что государство состоит из семей, как здание из кирпичиков, и чем крепче семья, тем прочнее всё государственное здание. О народной армии, возрождаемой в традиционном духе доблести и чести, говорили с любовью и уважением, что она призвана защищать наших детей, наши семьи, наше государство, то есть защищать Родину.
В результате церковной реформы Петра I русская церковь, прежде довольно самостоятельная, стала в полную зависимость от государства. После смерти патриарха Адриана (1700) царь предписал не избирать нового патриарха, и российское духовенство потом не имело его до собора 1917. Вместо этого царём был назначен «местоблюститель патриаршего престола» – украинец Стефан Яворский.
Такое «неопределённое» положение дел сохранялось, пока в 1721 не была проведена окончательная реформа церковного управления, разработанная при деятельном участии Феофана Прокоповича. По этой церковной реформе Петра I патриаршество было окончательно упразднено и заменено «духовной коллегией» – Святейшим Синодом. Её членов не избирало духовенство, а назначал царь – церковь теперь уже и законодательно стала в полную зависимость от светской власти.
В 1701 земельные владения церкви были переданы в управление светского Монастырского приказа. После синодальной реформы 1721 их формально возвратили клиру, но так как последний теперь всецело подчинился государству, этот возврат не имел большого значения. Под строгий государственный контроль Петр I поставил и монастыри.
Киаксар был сыном царя Фраорта (Фравартиша). Геродот описывал Киаксара как гораздо более воинственного, чем его предшественники на мидийском троне. Он первым разделил мидийское войско по видам оружия и каждому отряду — копьеносцам, лучникам и всадникам — приказал действовать отдельно (до этой реформы войско мидийцев было смешанным). Укрепив таким образом войско, Киаксар приступил к завоеваниям. Он выступил против Ассирийского царства, чтобы отомстить им за смерть отца — Фравартиша и разрушить Ниневию, столицу ассирийцев .
Однако когда Киаксар начал осаду Ниневии, в пределы Мидии неожиданно вторглись из-за Кавказского хребта полчища скифов под предводительством их царя Мадия. Мидийское войско было разбито, и Киаксар был вынужден на несколько лет подчиниться Мадию. Скифы полностью разграбили страну и наложили на мидийцев тяжёлую дань. Однако Киаксаруе удалось сбросить скифское иго благодаря хитрости — он пригласил вождей скифов на пир и напоил их допьяна, а потом велел всех предать смерти. Оставшиеся скифы, потеряв своих вождей, вскоре покинули Мидию.
В 614 год до н. э. Киаксар решил опять попытать счастье в войне с Ассирией. Его войско смогло переправиться через реку Тигр и после осады взять древнюю столицу Ассирии — Ашшур. Мидийцы разграбили Ашшур и разрушили его до основания. Вскоре после этого к развалинам Ашшура прибыл вавилонский царь Набопаласар (Набуаплууцур), который решил заключить союз с Киаксаром.
В 612 до н. э. оба царя объединили свои войска и вместе сумели захватить Ниневию. Этот город также был разрушен до основания, а большинство жителей перебито. Ассирийская держава после такого разгрома прекратила своё существование. Северная её часть отошла Мидии. Затем Киаксар завоевал Элам (в южном Иране) и Урарту (Армянское нагорье).
В 590 до н. э. Киаксар и мидийская армия вторглись в Малую Азию, где на их пути встало Лидийское царство. Война продолжалась 5 лет, но ни мидийцы, ни лидийцы не могли осилить друг друга. В 585 до н. э. во время битвы на Галисе между противниками произошло солнечное затмение. Обе стороны были напуганы этим и сочли сей факт как акт божественных сил. Они заключили мир, который был скреплён браком между сыном Киаксара, Астиагом (Иштувегу), и лидийской принцессы.
Вскоре в том же году Киаксар скончался.
История средних веков охватывает длительный период,
насыщенный многообразными событиями. Он ознаменовался возникновением и
развитием новых форм экономической и общественно-политической жизни.
В средние века человечество значительно продвинулось
вперед в развитии материальной и духовной культуры по сравнению с
предшествующими периодами истории. Наряду с проявлениями феодального
насилия, невежества и кострами инквизиции, голодовками и
опустошительными эпидемиями средневековье оставило в памяти человечества
мощные крестьянские восстания и войны против феодалов и церкви, полную
драматизма борьбу горожан с феодальными сеньорами, массовые еретические
движения, выражавшие социальные чаяния народных масс, первые буржуазные
революции, ранние проявления свободомыслия. От этой эпохи дошли до нас
замечательные поэтические произведения, в том числе памятники народного
творчества, прекрасные образцы архитектуры, живописи, поэзии; к концу ее
относятся первые успехи пробуждающейся научной мысли.
Эпоха средневековья выдвинула плеяду великих людей,
которыми гордится передовое человечество. Таковы первые провозвестники
еще смутных коммунистических чаяний народа — Дольчино, Джон Болл, Томас
Мюнцер; вожди революционных народных масс — Гильом Каль, Уот Тайлер;
родоначальники утопического социализма — Томас Мор и Томмазо Кампанелла.
В благодарной памяти потомков навсегда остались имена смелых
представителей свободной мысли — Петра Абеляра, Роджера Бэкона, Авиценны
и Аверроэса, Яна Гуса, Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео
Галилея; гениальных поэтов и писателей — Фирдоуси, Омара Хайяма, Саади,
Хафиза, Низами, Данте, Петрарки, Боккаччо, Чосера, Рабле, Шекспира,
Сервантеса; выдающихся художников — Джотто, Рафаэля, Микеланджело,
Леонардо да Винчи, Андрея Рублева, Дюрера, Рубенса, Рембрандта. Термин
«средние века» (точнее средний век — medium aevum) возник в Италии в
XV-XVI вв. в кругах гуманистов (от этого латинского термина ведет свое
происхождение и термин «медиевистика», которым называют область
исторической науки, изучающую историю средних веков). На разных этапах
развития исторической науки в понятие «средние века» вкладывали
различное содержание. Историки XVII— XVIII вв., закрепившие деление
истории на древнюю, среднюю и новую, считали средние века периодом
глубокого культурного упадка в противовес высокому взлету культуры в
античном мире и в новое время. В дальнейшем буржуазные историки не
смогли выдвинуть какого-либо единого научного определения понятия
средние века. В современной буржуазной историографии преобладает
мнение, что термины «средние века», «древний мир», «новое время» лишены
всякого определенного содержания и приняты лишь как традиционные деления
исторического материала.
Марксистско-ленинская историческая наука вкладывает в
эту традиционную периодизацию совершенно иное содержание. Рассматривая
исторический процесс как закономерную смену общественно-экономических
формаций, историки-марксисты понимают средние
<span />