Несмотря на отсутствие литературной программы, такие сочинения имеют не менее богатое музыкальное содержание, чем произведения программной музыки.
В инструментальной музыке, по словам А. Н. Серова, «может отражаться вся жизнь человеческая, - в той степени, как она волнует душу чувством печали, скорби и чувством отрады, со всеми бесконечными оттенками…»
Вся совокупность музыкально-выразительных средств, сочетание мелодии, гармонии, ритма, оркестровых красок создают у слушателей определённые образные представления. В каждом содержательном произведении мы улавливаем некий музыкальный образ или сумму образов. Композитор концентрирует в своей музыке то или иное жизненное содержание - будь то победное ликование или тяжкая народная скорбь, пламенные порывы любви или пафос коллективного труда. Если эти явления реальной жизни воплощены в музыке правдиво и талантливо, с помощью ярких и общезначимых выразительных средств, то и слушатель непременно воспримет их эмоционально-идейный смысл.
Грустное и тревожное чувство. После сменяется гладким, звонким мотивом. Это произведение успокаивает, и может послужить даже колыбельной. Но грустные нотки все же чувствуются. Как будто метель скитаясь по городу, печалит людей. Дети сидят дома и не гуляют. Затем, когда мелодия плавно переходит на звучание трубы, то мы понимаем сам смысл мелодии.
<em>--Извиняюсь за странность.</em>
Опера "Кармен". Елена Образцова
Глинка, Прокофьев, Бетховен, Шостакович,
Вальс кружил и нес меня
словно в сказку свою маня
первый бал и первый вальс
звучат во мне сейчас.