Один из самых ярких и самобытных художников в русской литературе, Н. В. Гоголь в то же время является продолжателем классических литературных традиций. Его произведения вобрали в себя все самое лучшее из многовекового опыта мировой литературы. Недаром Гоголя называют наследником Данте и Свифта.
В русской же литературе творчество Гоголя сближается с произведениями А. С. Пушкина. Известно, что Гоголь был довольно дружен с великим русским поэтом. Последний не раз подсказывал Гоголю сюжеты для произведений, подталкивал его на большие работы.
Этих двух русских писателей объединяют многие общие темы, самой значимой из которых явилась тема «маленького» человека. Начатая А. С. Пушкиным в его знаменитом «Станционном смотрителе», эта тема была достойно продолжена Н. В. Гоголем. На мой взгляд, тему «маленького» человека можно назвать одной из ведущих тем творчества писателя. Недаром она разрабатывается во многих творениях Гоголя.
Данная тема начинает звучать уже в сборнике «Миргород» (1835 год). Три из четырех повестей цикла («Вий», «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») показывают пошлость обыденной жизни героев, мелочность их мыслей и интересов. В «Миргороде» на первый план выходит тема личной ответственности человека за измельчание его души. Философ Хома Брут, герой повести «Вий», не смог одолеть свой страх, не нашел в себе достаточного мужества и поэтому пал жертвой ведьмы. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна Товстогубы погрязли в теплой, но застоявшейся атмосфере их дома и друг друга, не допускающей ни малейшего движения извне. Любовь этих героев давно превратилась в привычку, устраивающую их обоих. Ничто не тревожит души Товстогубов, погрязших в уютном обывательском болоте.
Герои «Повести о том, как поссорились…» от скуки завели между собой тягостную судебную тяжбу. Ссора из-за ружья превратила закадычных друзей в заклятых врагов. Иван Иванович и Иван Никифорович – обыватели, позабывшие о своей душе, о ее интересах. Им скучно жить на свете, и они развлекаются, как могут.
С большей отчетливостью тема «маленького» человека прозвучала в комедии «Ревизор» (1835 год). Здесь же начинает формироваться и другая значимая тема в творчестве Гоголя – тема Петербурга. Петербург для Гоголя – это особое историко-культурное пространство, особый мир, воплощение государства и власти, прогресса и культуры. С другой стороны, гоголевский Петербург – это страшный фантасмагорический город, воплощающий в себе силы зла и выражающий трагические противоречия российской действительности. Все в нем иллюзорно и лживо. Этот город сводит с ума, в нем нет житья «маленькому» человеку.
В «Ревизоре» блистательная столица представлена Хлестаковым. В мире петербургских департаментов этот вчерашний провинциал никому не интересен и не нужен. Он всего лишь коллежский регистратор, простой переписчик бумаг. Карьера его не удалась, приобщение к блеску и комфорту столицы не состоялось. Неудачник Хлестаков едет обратно в свой «медвежий угол». Но в его душе живут мечты и страсти, порожденные карьерными амбициями, живут поразившие его воображение детали недоступного ему образа жизни блестящих чиновников. И вот, оказавшись в роли ревизора, окруженного любовью и угождением, знаками почтения и преданности, освобожденный от приниженности и страха, он берет реванш за то, что не состоялось в его жизни. Формой компенсации становится безудержный полет фантазии, включающий Хлестакова в мир генералов и министров, а в апогее едва ли не уравнивающий его с самим государем.
<span> Наиболее полно тема «маленького» человека раскрывается в петербургских повестях Гоголя (1835 – 1842). В него вошли такие произведения, как «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего», «Рим».</span>
Капитан Иван Кузьмич Миронов - это комендант Белогорской крепости. Именно сюда приезжает служить главный герой романа - молодой дворянин Петр Гринев: "...Господину коменданту Белогорской крепости капитану Миронову..." "...в Белогорскую крепость, где ты будешь в команде капитана Миронова..." "...В *** полк и в глухую крепость на границу киргиз‑кайсацких степей!.." Полное имя капитана Миронова - Иван Кузьмич Миронов: "...Что это мой Иван Кузмич сегодня так заучился! – сказала комендантша..." Возраст капитана Миронова в романе не указан. Известно, что по возрасту он - "старик": "...старик бодрый..." "...подхватили старого капитана..." Капитан Миронов - бедный дворянин. У него есть дочь, Марья Миронова, девушка на выданье: "...Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою..." "...Скажи барину: гости‑де ждут..." О внешности капитана Миронова известно следующее: "...комендант, старик бодрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате..." Капитан Миронов служит в армии уже 40 лет: "...Да разве не знает он, что мы уже сорок лет в службе и всего, слава богу, насмотрелись?.." Миронов состоит на службе в Белогорской крепости около 22 лет: "...Чем Белогорская ненадежна? Слава богу, двадцать второй год в ней проживаем. Видали и башкирцев и киргизцев..." Семья капитана Миронова бедна. У них есть всего одна крепостная крестьянка: "...А у нас, мой батюшка, всего‑то душ одна девка Палашка, да слава богу, живем помаленьку..." Капитан Миронов - добрый и честный человек: "...капитана Миронова, доброго и честного человека..." "...Незаметным образом я привязался к доброму семейству..." "...добрый комендант..." "...он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать..." "...отвечал Иван Кузмич, – я был занят службой: солдатушек учил..." Офицер Миронов - простой, необразованный человек. Его отец был обычным солдатом : "...Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый..." Капитан Миронов участвовал в сражениях с Пруссией и Турцией: "...не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие..." Капитан описание характера и внешности коменданта Ивана Кузьмича Миронова
Герда и Кай - очень близкие товарищи, которые чувствуют друг друга даже на расстоянии. Их отношения были открытыми и искренними. Создавалось впечатление, ничто не может разрушить их идеальной дружбы. Но жестокая Снежная королева разлучила мальчика с девочкой, заколдовав поцелуем Кая. Теперь Герда должна была собственными силами бороться против лютой и ненавидящей все светлое королевы.
Поначалу кажется, что эта милая, полная добра девочка, никогда не сможет вытащить из рук королевы своего верного друга. Однако это не так. Зло всегда можно одолеть, если взрастив в своей душе настоящую любовь. Герда силой своей веры, надежды и любви сумела растопить лед в сердце мальчика. Девочка не обладала волшебными силами, но сумела одолеть злобную королеву.