1
Прочитайте произведение.
2
В процессе чтения обращайте внимание на рубрикацию текста: части, главы, акты, строфы.
3
Во время чтения делайте необходимые выписки: названиепроизведения, названия его частей (глав, актов), различные описания природы, лирические отступления, рассуждения автора.
4
Определите, план какого типа вы будете использовать: тезисный, назывной, вопросный, план-схему.
5
Также определитесь с видом плана, он может быть: простой (сжатый), сложный (развернутый), цитатный.
6
Выявите экспозицию произведения (в драматургических произведениях это перечень действующих лиц и указание места действия).
7
Определите, есть ли в книге пролог и эпилог.
8
Найдите завязку произведения.
9
Установите основную часть романа (повести, рассказа и др), т.е. развитие действия.
10
Выявите кульминацию.
11
Определите развязку книги.
12
Сопоставьте сюжет и композицию произведения.
13
Решите, кто является главными персонажами, а кто - второстепенными.
14
Определите, как в развитии сюжета меняется отношение автора к героям, а для этого:
- выпишите из текста цитаты, раскрывающие речевые характеристикиперсонажей;
- Проанализируйте в тексте цитаты, раскрывающие языковые особенности авторского повествования;
- Определите, как в развитии сюжета меняется отношение главного героя к другим главным и второстепенным персонажам;- Сопоставьте отношения между остальными главными и второстепенными персонажами, и то, как они меняются в развитии сюжета.
15
Придумайте заглавие к каждой части сюжета, руководствуясь авторской позицией в отношении персонажей, их речевой характеристикой, или в соответствии с рубрикацией произведения.
16
Составьте первоначальный вариант плана, оставив между его пунктами интервалы в несколько строк или широкие поля на странице.
17
Перечитайте план.
18
Внесите необходимые поправки на поля страницы или в оставленные между пунктами плана интервалы.
19
Перепишите план в соответствии с поправками.
20
Окончательный вариант плана используйте при анализе произведения <span>или при его повторном прочтении, конспектировании и т.д.</span>Для чего составляют план произведения<span>? Например, для того, чтобы потом можно было с легкостью восстановить в памяти прочитанный роман, пьесу или стихотворение. А при составлении </span>план<span>а за основу обычно берется сюжетно-композиционная структура текста.
</span>
О.Генри "Вождь краснокожих" (жулики были благодарны папаше Дорсету за то, что он забрал назад у них Джонни).
"Тема и Жучка" Гарин- Михайловский Собака была очень благодарна за спасение, лизала спасителя, прыгая ему на грудь.
"Иван -царевич и Серый Волк" (русск.нар.сказка) Волк в благодарность за то, что Иван - царевич дал съесть ему своего коня, стал верой и правдой служить царевичу.
Иллюстрация, даже на первый взгляд, буквально повторяет содержание отрывка: ночь, озаренная лишь бледной луной, пустая площадь, два действующих лица: Всадник Медный и безумец бедный.
У Пушкина время действия обозначено достаточно скупо: озарен луною бледной, во всю ночь. Благодаря общеязыковому изобразительному эпитету (луною бледной) уточняется, что ночь была темной, какой, собственно, она и должна быть после наводнения. Художник использует описание ночи для того, чтобы подчеркнуть мрачное настроение эпизода. Преобладают темные тона. Фигуры героев представлены как силуэты. Причем черный силуэт скачущего за Евгением коня приобретает угрожающий характер во многом благодаря теням, которые отбрасывают всадник и гонимый. Впечатление безысходности нагнетают тяжелые мрачные тучи и бледное пятно луны, которая является здесь единственным источником света.
Действие происходит на площади пустой. Изобразительному эпитету пустой соответствует панорамность картины. На заднем плане теснятся мрачные громады зданий, силуэты которых вырисовываются благодаря лишь бледному освещению луны. Пустая площадь подчеркивает одиночество и отчаяние Евгения.
Одним из действующих лиц данного отрывка Пушкина и иллюстрации Бенуа является Медный всадник. В тексте поэмы перед нами встаёт образ уверенного в себе, могущественного всадника. В первую очередь, на наш взгляд, это передаётся звукописью. Звуковой образ создаётся с помощью ритма и звука. Иллюзию скачки создает «грохочущая» аллитерация «гр» (грома грохотанье) , и «к» , «с» , «ск» , «з» , воспроизводящие цоканье копыт по мостовой (тяжело-звонкое скаканье, на звонко-скачущем коне, с тяжёлым топотом скакал) , и певучие «л» и «н» , связанные с мотивом лунного света (и озарён луною бледной) .
Ритм и звук производят такое впечатление, будто это за нами, а не за Евгением несётся Всадник медный на своём звонко-скачущем коне. Мы действительно слышим его «тяжёло-звонкое скаканье по потрясённой мостовой» .
Смог ли передать это звучание художник на своей картине? Согласитесь, это гораздо сложнее, чем создавать зрительные образы. Мы предполагаем, что, глядя на картину, мы можем дорисовать звук в своем воображении с помощью того, что Бенуа очень рельефно вырисовывает булыжники мостовой. Но это лишь наша точка зрения.
Уверенность и могущество Медного всадника выявляются также с помощью выразительных эпитетов: «по потрясённой мостовой» , «с тяжёлым топотом» .
Бенуа рисует всадника практически в центре картины. Чёткость и резкость контуров говорит об уверенности и могуществе. Он хозяин этого города. Чёрный всадник, нависший над городом и Евгением, является олицетворением жесткой силы и власти. Всадник, скачущий за Евгением, не ожившая скульптура, а запечатлённый монумент Фальконе. Изображая скачущий памятник в виде силуэта, Бенуа подчёркивает его фантасмагорический, призрачный характер. В данной иллюстрации Бенуа использует контрасты, создавая ощущение напряжённости.
Обращаясь к пушкинскому Евгению, заметим, что в этом отрывке поэт не описывает героя, его характер, внешность. Автор только упоминает о его «безумстве» , используя перифразу «безумец бедный» , тем самым обозначая свое отношение к нему.
По Пушкину, безумие – это неравный спор. Выступление одиночки против могущественной власти самодержавия безумно, с точки зрения здравого смысла. Но это «святое» безумие, поскольку молчаливое смирение гибельно. Только протест спасет личность от нравственной гибели в условиях насилия.
<span> Сознание Евгения помрачено, его разум угас: безумие – тот же мрак, тьма, в которую погружён маленький человек. И это очень хорошо иллюстрирует Бенуа в своей картине. Здесь как нигде чувствуется страх героя, уже потерявшего рассудок, перед Всадником. Художник рисует Евгения нечёткими контурами, тёмной маленькой фигурой в нижнем левом углу иллюстрации. Нечёткость линий, на наш взгляд, показывает неуверенность, страх и одновременно смирение героя с действительностью (поднятые руки).</span>