Марк Кропивницкий родился 22 мая (10 мая) 1840 года в Херсонской губернии в селе Бежбайраки (ныне село Кропивницкое, Кировоградская область, Украина).
Отец — управляющий имением помещика[2]. В 1856 году окончил Бобринецкое уездное училище[1]. В 1861—1871 годах служил в уездном суде канцеляристом[2]. Закончил Киевскую гимназию; недолго учился на историко-филологическом факультете Киевского университета.
В 1880 году составил собственную труппу, в которую вошли Мария Заньковецкая, Анна Затыркевич, Николай Садовский. Эта труппа подняла уровень украинского театра и нашла приём в Санкт-Петербургеи Москве. Впоследствии труппа распалась на несколько самостоятельных и взаимно враждебных трупп.
Кропивницкий позировал в качестве модели для образа одного из казаков к картине Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»[3].
Свои драматические произведения Кропивницкий писал на украинском языке. Сборник драм Кропивницкого — «Дай серцю волю — заведе в неволю», «Глитай», «Невольник» и «Помирились» — вышел в Киеве в 1882 году; во 2-е издание (Харьков, 1885) вошли ещё и «Пошились у дурнi» и «Лихо не кожнему лихо». Позднее вышли «Доки сонце зiйде — роса очi виїсть» и водевиль «По ревiзiї». Этот водевиль пользовался в то время большой известностью.
Произведения Кропивницкого отличаются знанием народной жизни, сценичностью и хорошим украинским языком. В 1911 году вышло 4-е издание сочинений Кропивницкого: «Збiрника творiв», из девяти пьес. Всего Марк Кропивницкий написал около 40 пьес[4].
Как автору-драматургу, Кропивницкому отведено почётное место в трудах профессора Николая Петрова, Сергея Ефремова, Франка<span>[уточнить]</span>. Отмечено знакомство его с народной жизнью, его хороший, чистый язык. Ещё большее значение имеет Кропивницкий как артист. Александр Котляревский и Григорий Квитка создали украинскую драматургическую литературу; Кропивницкий создал украинскую сцену, если не считать забытого Соляника.
Алексей Суворин посвятил Кропивницкому и его сподвижникам на сцене книгу «Хохлы и хохлушки». «Я видел в „Наталке-Полтавке“ Щепкина, — писал Суворин, — и смело скажу, что Кропивницкий нисколько не ниже знаменитого артиста». Разбирая постановку на петербургской сцене «Назар Стодоля», Суворин говорил в 1886 году: «Кропивницкий — не только бесподобный актёр, но и такой же бесподобный режиссёр…» В пьесе «Розумний і дурень» Кропивницкий был великолепен. По словам Суворина, «…соединение тонкой наблюдательности с выразительностью и бесподобной гримировкой, рядом с разнообразием типов делают из Кропивницкого такого актёра, подобного которому нет ни на одной русской сцене…» В «Наймичке» Кропивницкий «создал шедевр из отставного солдата, из намёков сделал типы и создал их с добросовестностью и пониманием изумительными».
Умер Марк Лукич Кропивницкий 8 (21) апреля 1910 года по дороге из Одессы, где был на гастролях. Похоронен в Харькове[2].
3 апреля 1914 года на городском кладбище в Харькове был открыт памятник Кропивницкому (скульптор Ф. Балавенский). На гранитной глыбе помещён бронзовый бюст Кропивницкого[5].
Відповідь:
Анализ стихотворения «Пловец»
В самом начале своей московской жизни Языков создает знаменитое стихотворение «Пловец» (1829). Впоследствии он неоднократно обращается к этому образу.
В русской поэзии XIX века мотив странствия по морю – в челне, ладье или корабле – был неизменно связан с исканием смысла жизни и идеала. «Плаванье» можно определить не только как мотив доминантный в поэзии XIX – начале XX вв., но и как один из самых философски насыщенных, многоаспектных, полисемантических. Генетически восходя к архетипическим представлениям о воде как источнике жизни и смерти, он воплощает понимание жизни как странствия по житейскому морю, становится символом исканий смысла человеческого существования и высших ценностей, понимаемых, безусловно, каждым поэтом по-разному. И, наконец, именно «плаванье» неизменно соотносится с представлением о переходе человека из земного мира в мир иной.
Само слово «плавание» ассоциативно вызывает в памяти «море», «океан», «пучину», «бурю» – стихию, традиционно символизирующую свободу и высший идеал русской поэзии.
Уже в первом стихотворении «Пловец» («Нелюдимо наше море») Языков создает замечательный художественный образ, и стихотворение, благодаря своей необычной силе и красоте, станет народной песней. Недаром Иван Киреевский написал автору: «Поздравляю тебя с «Пловцом»! Славно, брат! Он не утонет. В нем все, что недоставало тебе прежде: глубокое чувство, обнявшись с мыслью».
Пловец Языкова – мужественный человек, ищущий бури, он счастлив своей борьбой со стихией, не боится опасности, он буквально опьянен этой борьбой. Море – те житейские испытания, что ждут человека, с которыми он непременно столкнется на жизненном пути. Пловец не одинок, единство с «братьями» – вот, что питает его силу и мужество.
Море – «нелюдимо» (странный и неожиданный эпитет по отношению к неодушевленному существительному, но этим автор как бы его оживляет), его простор «роковой»:
Пояснення:
Это появилось ещё издавна. Откуда ты думаешь вот эта фигня про то что можно вечно смотреть на три вещи. Вода всегда успокаивает, а образ моря, неподвластный, неукротимый, огромный и бескрайний заставляет почувствовать себя полностью свободным. В стихе автор прощается с морем, как со свободной жизнью и свободным творчеством из-за строгой цензуры при новом императоре. Почти все стихи Пушкина этого времени политические
<span>Мне понравился дед Тарас, потому что он заботился о приёмыше. Дед называл приёмыша: чудо птица, волшебная птица.
Рассказ для начала меня впечатлил тем что,мне было жалко его маму. А ещё было грустно,что приёмыша закрыли, но он сам улетел за своей стаей. Ведь выбора не было либо он погибнет от скуки либо сам улетит к своим сородичам.
</span>
На протяжении всего романа «Отцы и дети» И. А. Тургенев планомерно проводит главного героя — Евгения Базарова — через многие испытания, развенчивающие его нигилистическую теорию. Самым серьезным и болезненным для героя стало «испытание любовью», которое перевернуло всю его жизнь, заставило разочароваться в своих убеждениях и в самом себе.
В один прекрасный момент на жизненном пути Базарова, уверенного в себе, в своих силах, в своей правоте, появилась Анна Сергеевна Одинцова. В результате общения с ней, постепенно, Базаров начинает осознавать, что он… влюбился! Сцена его признания Одинцовой (18 глава романа) — один из кульминационных моментов произведения.
Интересно, что инициатором откровенных бесед «по душам» с героем становится Анна Сергеевна. Она упорно добивается того, чтобы Базаров открыл ей душу, рассказал о своих планах на будущее, о своих чувствах, впечатлениях. Мы замечаем, что больше всего ее интересует, какое впечатление она произвела на Евгения Васильевича.
Чем это объясняется? Самолюбием красивой женщины, ищущей подтверждение своей прелести? Конечно, и этим тоже. Но, на мой взгляд, не только этим. Одинцова и сама испытывает большую симпатию к Базарову, если не сказать больше — она влюблена в героя. И путем долгих уловок эта женщина «выуживает» признание Базарова в его чувствах к ней: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».
Но чего эти простые слова стоили Евгению Васильевичу! Тургенев описывает состояние своего героя: «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»
Важным здесь мне кажется упоминание злобы. Почему герой злился, на кого? Я думаю, что на Одинцову и на самого себя, в первую очередь. Ведь что значит любовь для Базарова-нигилиста? Он отрицал это чувство, считал его уделом изнеженных, никчемных аристократов. О себе Базаров был другого мнения: он, сильный, способный управлять своей жизнью, никогда ничего подобного не будет испытывать. Потому что любовь делает человека жалким, да и вообще, этого возвышенного чувства не существует в природе. Есть лишь зов плоти, физиология.
А теперь Базаров убедился, что и он подвержен «этой болезни». Его влюбленность обозначает полный крах его теории, полное разочарование в себе самом. Любовь к Одинцовой — настоящая трагедия для героя, которая усиливается тем, что Одинцова никогда не решится на взаимные чувства.
Мы понимаем, что эта женщина влюблена в Базарова. Автор отдельными штрихами показывает нам это: «Или?» — произнесла она вдруг, и остановилась, и тряхнула кудрями… Она увидала себя в зеркале; ее назад закинутая голова с таинственною улыбкой
на полузакрытых, полураскрытых глазах и губах, казалось, говорила ей в этот миг что-то такое, от чего она сама смутилась…" Но Одинцова решает, что «спокойствие все-таки лучше всего на свете», и отказывается от своих чувств.
Таким образом, 18 глава романа «Отцы и дети» является одним из важнейших эпизодов всего произведения. Она представляет собой сцену объяснения в любви Базарова и Одинцовой, раскрывает отношение обоих к своему чувству, показывает, насколько поворотным и значимым становится это признание для главного героя романа.
Можно сказать, что в данном эпизоде Базаров предстает совсем другим человеком -здесь раскрывается весь драматизм его положения, четко обозначается трагизм дальнейшей судьбы героя.