Одновременно приходилось бороться с засолением почв от насыщенных минеральными солями речных и подпочвенных вод, использовавшихся для орошения, а также от недостатка дождевой влаги, промывающей почву.Угрозы для плодородия месопотамских земель представляли и сильные ветры из района пустынь, приносившие тучи песка. А ветры, дувшие с персидского залива, гнавшие на берег большие волны и поднимавшие уровень воды в Тигре и Евфрате, могли привести к сильным наводнениям. Только на севере Месопотамии можно было рассчитывать на естественное орошение ( дожди, таяние снегов), но и там устраивались колодцы, бассейны и проводились небольшие каналы, что гарантировало снабжение полей водой.Во Времена Хаммурапи наблюдалось расширение посевных площадей (освоения залежных и целинных земель). В значительной степени это достигалось за счет расширения ирригационной сети по всей стране. Специальные чиновники обязаны были строго следить за состоянием больших и малых каналов. Из документов Мари явствует, что к выполнению ирригационной повинности привлекалось все трудоспособное население - от способных до рабов, а за уклонения от неё виновные наказывались вплоть до смертной казни. В Законах Хаммурапи четыре статьи специально предусматривают наказания за различные случаи небрежности или невнимательности земледельца-общинника к оросительным сооружениям на своём участке (п.53, 54, 55, 56). В случае их прорыва и затопления поля соседей он должен был возместить ущерб, о чём кстати говорится в п.53:"Если человек поленится укрепить плотину своего поля и, вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошёл прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил ".В противном случае его имущество и его самого продавали в возмещение соседям ущерба (п.54)"Если он не может возместить хлеб, то должно отдать его и его движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить между собой люди возделанной общины, хлеб которых унесла вода ".Важным своим деянием вавилонский царь считал проведение грандиозного канала, названного " Рекой Хаммурапи ", о котором говорилось, что это богатство народа, приносящее, " изобилие воды Шумеру и Аккаду ".По весне воду из арреков или прямо из реки на 2 - 3 дня выпускали на поля, чтобы земля стала влажной и мягкой. После смягчения земли её спускали. Весь этот процесс подготовки земли был достаточно сложен, учитывая уровень техники того времени, и поэтому нередко происходили крушения дамб, что могло привести к весьма печальным последствиям, так как сев происходил не одновременно и, в результате крушения дамбы при подготовке земли одним общинником, могла быть залита уже подготовленная и засеянная земля другого общинника. Вероятно, это случалось достаточно часто, потому Законы Хаммурапи и установили наказание за халатное отношение к ирригационным сооружениям.После спуска воды на поле выпускали волов, у которых копыта были замотаны тряпками. Волы, гуляя по полю, разрыхляли землю и, одновременно, вытаптывали сорняки. Затем мотыгами рыхлили землю (а в боле поздние времена выпускали быков с плугами) и сеяли. В летние месяцы вода для полива доставлялась на поля по небольшим каналам или с помощью деревянных ведер, множество которых было найдено археологами на месопотамских полях.Урожай жали серпами, причем в сборе урожая участвовали, в основном, женщины. После сбора происходила молотьба - зерно разбрасывали по полю и ездили по нему повозками или специальными салазками с заострёнными концами. После этого веяли и мололи. Наиболее популярной культурой для выращивания в Месопотамии был ячмень и кунжут.Как уже говорилось, в Месопотамии были достаточно неблагоприятные условия для ведения сельского хозяйства и, в следствие этого, земля ценилась очень высоко, вплоть до того что были установлены специальные наказания за её порчу (п.42, 43, 44). Например п.43, направленном на арендаторов, говорится:"Если он не обработает поля и бросит его, то он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи, а поле, которое он бросил, должен вспахать, взборонить и вернуть хозяину поля ".<span>Другие две статьи носят по смыслу примерно такое же содержание. И они были написаны вовсе не для борьбы с тунеядством, а для сохранения плодородия почв, так как из-за жаркого климата земля быстро засыхала и если её не обрабатывать постоянно то она теряла свои качества и, таким образом, после этого арендатора-тунеядца эту испорченную землю было очень трудно опять отдать в аренду, а это уже означало сокращение земельного фонда, что для такой аграрной страны могло иметь негативные последствия, особенно если бы это происходило в массовых количествах.</span>
Октавиан пожелал править вместе с сенатом. Он
объявил о возвращении к республиканскому строю.
Своими действиями Октавиан Август хотел
добиться следующего:
1)
Поддержки сената и римской знати
2)
Уважения и почета
3)
Популярности среди народа
Надо
сказать, что ему это удалось. Сенат признал его власть. «Восстановление
республики» вызвало всеобщее ликование. Октавиану было присвоено почетное
звание Август, что значит «священный».
В древности Ассирию называли страной железа и крови, страной ученых и жестоких завоевателей. После военных походов Ассирия превратилась в могущественную державу. Власть Ассирии вызывала всеобщую ненависть. “ Логово льва” – так называли порабощенные народы Ассирию, а ее столицу Ниневию нарекли даже городом крови. Повсюду раздавались проклятья жестоким поработителям. Даже в Библии говорится: “ Горе кровавому городу, он весь полон обмана и убийств, в нем не прекращается разбой… ”. Но не только о могуществе и жестокости можно рассказать - чем была знаменита Ассирия, но и своими знаниями и прекрасными архитектурными дворцами. Последним царем Ассирии был Ашшурбанапал, который был человеком образованным, именно при нем была создана огромная библиотека. Но, не смотря на все могущество, знания, в 612 году до н. э. – Ассирийская держава распадется, а город Ниневия будет сожжен восставшими народами. Последний царь Ассирии –Ашшурбанапал, чтобы не попасть в плен бросится в огонь горевшего царского дворца. Итак, жестокость ассирийских правителей была очень ужасной. Многие народы ненавидели их. И поэтому вскоре в 612 году до н. э. против Ассирии восстали вавилоняне союзники захватили и разрушили Ниневию. Ассирийская держава перестала существовать.
Города на Западе и Востоке были во многом схожи, прежде всего из-за строительства домов. Например, в Корее была распространена геометика (правила, по которым выбирали место и расположение дома). Однако, в Греции и других европейских странах с теплым климатом здания стояли по такому же принципу, обращенные входом к югу, чтобы круглый год быть обогреваемыми солнцем. Безусловно, архитектура была противоположной, за исключением европейских колоний. Что касается благополучия горожан, то европейская ситуация была получше. В Европе не так много абсолютной власти, особеннок концу 18 века, но на Востоке такие традиции сохранились чуть ли не по сей день. Потому наиболее обеспеченные люди, жили в больших домах, но бедные ютились в комнатушках. На Востоке у бедного населения дела обстояли еще хуже, а ведь ни о каком среднем классе речь тогда не шла.
<span>Какой император впервые повелел учитывать при переписи населения и мужчин и женщин? Списки населения стали называть «сказками», а сами переписи – ревизиями: