Рассказ М. Шолохова «Родинка» входит в цикл «Донские рассказы», впервые был опубликован в газете "Молодой ленинец" в 1924 году. С него, собственно, и начинается творческая биография Шолохова. Тема гражданской войны, актуальная в то время, в этом рассказе проливает свет на ещё одну её трагическую сторону, показывая всю жестокость и нелепость. «Родинка» написана узнаваемым, своеобразным по стилистике «шолоховским» языком.
В рассказе два главных героя, таких разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем. Интересно, что знакомство начинается с бытовых, пейзажных зарисовок того, что окружает героев.
«На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба» - это хата, где квартирует Николка. Она стоит над Доном: «Из окон видно зеленое расплескавшееся Обдонье и вороненую сталь воды». Третья часть начинается с такого описания: «По кочковатому летнику, по колеям, ветрами облизанным, мышастый придорожник кучерявится, лебеда и пышатки густо и махровито лопушатся». Через эту местность ведет атаман свою банду. Обе зарисовки далеки от эстетического идеала, помогают передать запустение, будни никому не нужной войны.
Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть. Единственное, что связывает героя с прошлым – воспоминания и такая же, как у отца, «величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки» родинка – символ родства, связи поколений. Николка молод, смел и горяч, «раскрылатившись, скачет один и шашкой помахивает». В этих строках он сравнивается с молодой птицей, в то же время, он «неук, сосунок», ( как жеребенок), вся жизнь впереди.
Другой главный персонаж - атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. «Семь лет не видал атаман родных куреней», его душа зачерствела. Всю трагичность этого помогает передать метафора: «следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги», с которыми автор сравнивает внутренний мир атамана. Поэтому атаман ни дня не бывает трезвым, все кучера и пулеметчики пьяно кособочатся на рессорных тачанках.
Большое значение в рассказе имеют образы животных-символов, созданные автором. Атаман сравнивается с волком: «…ведет атаман банду…как набедившийся волк». А потом уже в образе живого волка мы видим образ атамана: «Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный. Прислушался, угнув голову вперед…Постоял волк и не спеша, вперевалку, потянул в лог, в заросли пожелтевшей нескошеной куги…». Волк – существо неприятное, отрицательное, но, в то же время, в менталитете русского человека сложился образ одинокого, голодного и поэтому несчастного волка. Также зол, обозлен и несчастен атаман. Другое сравнение помогает лучше понять его :«…поводья пустил и налетел коршуном». С одной стороны, коршун – смелая, сильная птица, но в последних строках рассказа Шолохов называет эту птицу стервятником. Здесь использована метафора: стервятник – это душа атамана, которая «нехотя» покидает мертвое тело. Птица тает «в сереньком, по-осеннему бесцветном небе», то есть в этом разрушенном и скучном мире.
Оба героя устали от войны. Николки мечтает пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле.
Старый мельник Лукич, как рука судьбы, сводит вместе два отряда. И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Жестокий бой – кульминация рассказа. «У опушки отчаянно застучал пулемет, а те, на шляху, быстро, как на учении, лавой рассыпалась». Самый «горячий» эпизод - бой один на один.
По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не простой красноармеец скачет, а командир. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки. Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи. Вновь появляется символ кровных уз – родинка на теперь уже мертвой ноге Николки. Страшный крик увидевшего её атамана "Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя..."- главные слова в рассказе. Атаман убивает себя. Самое страшное, что виновник их смерти, другая война - германская. Ведь если бы отец не ушел на фронт, может быть, и не оказались они по разные стороны, и может быть, не случилось бы этой трагедии.
Огромное горе всей страны, гражданская война, в рассказе сводится к трагедии конкретной семьи, становясь при этом более понятным и страшным.
Нет ничего более святого, чем любовь родителей и детей. Автор в рассказе не встаёт ни на сторону красных, ни на сторону белых. Он выступает за мир, лишенный бессмысленного противостояния.
Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило в ее душе; ум ее спал… » Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое духовное содержание. Такого человека, как ей показалось, она нашла в Онегине. Но разыгрывается любовная драма. Возлюбленный, как это принято в сентиментальных романах, не бросается ей на грудь, а, напротив, читает Татьяне нравоучение: "Учитесь властвовать собою! Не всякий вас, как я, поймет! К беде неопытность ведет! ".
Любовь Татьяны безнадежна. Чем могла привлечь опытного светского льва молоденькая деревенская девушка? Татьяна получает хороший жизненный урок. «А счастье было так возможно…» . А. С. Пушкин разъединяет судьбы Онегина и Татьяны на время, чтобы соединить новых, много переживших и духовно выросших. Все тот же ль он иль усмирился? Иль корчит так же чудака? Скажите, чем он возвратился? Что нам представит он пока? Чем ныне явится? Мельмонтом, Космополитом, патриотом, Гарольдом, квакером, ханжой, Иль маской щегольнёт иной, Иль просто будет добрый малый, Как вы да я, как целый свет? - Знаком он вам? – И да и нет. На фоне светского общества, в доме князя, мужа Татьяны, Пушкин рисует и новую Татьяну – «равнодушную княгиню» , «неприступную богиню. " Как изменилася Татьяна! Как твёрдо в роль свою вошла! Как утеснительного сана Приёмы скоро приняла! Кто б смел искать девчонки нежной В сей величавой, в сей небрежной Законодательнице зал…
Свет не испортил, не искалечил Татьяну, душа её осталась прежней, Если Онегин изменился внутренне, то Татьяна – скорее внешне. Она повзрослела, стала сдержанней, спокойней, научилась оберегать свою душу от чужого взгляда. И эта внешняя сдержанность при том же внутреннем богатстве, той же красоте душевной, которой она обладала в юности, ещё больше привлекает к ней Онегина. Онегин, не полюбивший Татьяну в деревне, теперь охвачен страстью. Обновлённый Онегин теперь может оценить всю глубину души Татьяны. В начале произведения мы видим человека, не готового к переменам в своей жизни. Он отвергает Татьяну, так как не созрел ещё для настоящей любви. Теперь же перед читателем предстаёт изменившийся герой. Что с ним? В каком он странном сне! Что шевельнулось в глубине Души холодной и ленивой? Досада? Суетность? Иль вновь Забота юности – любовь? Раньше счастье не было возможно, потому что Онегин не умел любить. Счастье возможно только теперь, с обновлённым Онегиным, но (поздно! ) Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем мужа ради своего счастья. 5.Письмо Татьяны к Онегину.. . Его писала юная уездная барышня, переступая через огромные нравственные запреты, сама пугаясь неожиданной силы своих чувств: Я к вам пишу - чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать.. . Уже в этих строках - вся Татьяна. Гордость ее, ее понятие о приличиях страдают от одного - ей приходится первой признаваться в любви мужчине. И в глубине души Татьяна наверняка была уверена во взаимности. Она предполагает, что могла бы быть счастлива с другим, и в этом предположении есть доля столь несвойственного ей кокетства; но тут же стремительность чувств в ней берет верх и выплескивается: Другой!. . Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я ...Резкий, внезапный переход на "ты" - наверняка случайный, неосознанный. Татьяна абсолютно откровенна. ...Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна. Так вот что искала она в Онегине!. . Понимание ...Онегин, с его светской негодной присыщенностью, казался ей, юной деревенской девочке, человеком необыкновенным - а значит, способным ее понять. Но Татьяна сама осознает ужас своего поступка, .безнравственного в глазах света ( но не в ее собственных!) , и пишет: Кончаю! Страшно перечесть.. . Стыдом и страхом замираю.. . Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю.. . <span>Какая сила и простота в этих словах!..</span>
Васютка был сыном рыбака. Его с детства обучали рыболовству в водах реки Енисей. Когда река поднялась, вся рыба ушла, и Васютка вместе с бригадой рыболовов отца начали жить в избушке, когда-то построенной научной экспедицией. Пока рыболовы чинили сети, Васютка ходил в лес и собирал кедровые орехи, ведь бригада их очень любили. Однажды Васютка ушёл слишком далеко в лес, он бежал за глухарём. Благо, мама Васютки по обычаям дала ему с собой хлеб и спички. Пробыв в тайге три долгих дня, мальчик наконец выбрался к берегу реки Енисей. Но перед этим, он нашёл небольшое озеро, где жила белая рыба. Когда наконец мальчик попал домой, он показал рыбакам то самое озеро. Вот и привилось название - Васюткино озеро.