Вот отличное оглавление строф (глав) "Мцыри" строками самого Лермонтова. 1)«Немного лет тому назад» . 2)»Он был, казалось, лет шести; как серна гор, пуглив и дик…» . « Его в степи без чувств нашли и вновь в обитель принесли» . 3)»Ты слушать исповедь мою сюда пришел, благодарю» . 4)»Я никому не мог сказать священных слов «отец» и «мать» . 5)»Там, говорят страданье спит» . 6)»И стало в памяти моей прошедшее ясней, ясней…» . 7)»И вспомнил я отцовский дом» . 8)»Я убежал. О, я как брат обняться с бурей был бы рад!». 9)»Я сам, как зверь, был чужд людей» . 10-11)»Кругом меня цвел божий сад» . 12-13)»И ближе, ближе все звучал грузинки голос молодой» . 14)»Из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал» . 15)»Тогда на землю я упал; и в исступлении рыдал» . 16)»Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил, и лег» . 17-18)»Бой закипел, смертельный бой!» . 19-20)»Но тщетно спорил я с судьбой: она смеялась надо мной! » 21-22)»Да, заслужил я жребий мой!» . 23) »Усни, постель твоя мягка, прозрачен твой покров. » 24)»Так я найден и поднят был» . »Мой труп холодный и немой не будет тлеть в земле родной» . 25)»Прощай, отец… дай руку мне: ты чествуешь, моя в огне… » 26)»Упьюся я в последний раз. Отсюда виден весь Кавказ!»
Столкновение Запорожской Сечи как представительницы всей Украины с панской Польшей Гоголь сводит не только к военным событиям . Борьба раскрывается в столкновении двух общественных систем — патриархальной демократии Сечи и феодально-королевской Речи Посполитой. Гоголь показал противоречия между суровым и во многом отсталым укладом жизни запорожского казачества и новыми веяниями Запада. Внимание писателя сосредоточено на изображении патриотизма и героизма запорожских казаков, естественно, что детали быта, домашней обстановки в повести — на заднем плане. С бытовой жизнью Тараса Бульбы и запорожских казаков писатель знакомит читателей в мирный период их жизни. Он показывает демократическое устройство Сечи, нравы казацкого товарищества, презрение казаков к богатству и роскоши.
У Запорожской Сечи была своя территория, которая называлась Кош. По полю разбросаны курени, напоминающие отдельные государства. Руководили ими выборные кошевые атаманы, которые избирались Большим советом «из своих же запорожских казаков». Все важные вопросы решали вместе на общем собрании. Был и свой запас провизии, и кашевар.
Прийти на Сечь мог каждый, но тот, кто хотел здесь поселиться, должен был пройти своеобразный воинский экзамен у опытных воинов. Если пришедший был слабым и непригодным к воинской службе, его не принимали и отсылали обратно домой. Прием в Сечь был прост: надо было сказать:
* «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься. На Сечи была церковь, куда казаки ходили на службу, хотя никогда не постились.
Законов на Сечи было мало, но были они жестокими. Воровство на Сечи считалось бесчестием для всего казачества. Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной. Не оставались без наказания и казаки, не платившие долг, — должников привязывали к пушке, а потом кто-нибудь из друзей выкупал его. Самая страшная казнь была за смертоубийство — убитого и живого убийцу вместе зарывали в землю. Войны и суровые условия жизни воспитывали в украинских казаках пренебрежение к комфорту и роскоши, чувство товарищества, братства, мужество и стойкость — все качества, которые должны быть у настоящего воина, готового в любую минуту на самопожертвование. На Сечи придерживались обычаев, которые передавались от отца к сыну, за чем внимательно следили старые казаки. Каждый из запорожцев готов был умереть за свое отечество. Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «Нет уз святее товарищества».
Но Гоголь не идеализирует Запорожскую Сечь и не приукрашивает жизнь казаков. Он показывает варварские обычаи и нравы запорожцев, их националистические предрассудки, стихийность поведения и непрочность общественного быта. На Запорожской, Сечи не было военной школы — « юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти непрерывны». Никакую дисциплину, кроме «стрельбы в цель да изредка конной скачки и гоньбы за зверем в степях и лугах», казаки изучать не любили. «Некоторые занимались ремеслами… но большая часть гуляла с утра до вечера».
Сечь была похожа «на школу и бурсу детей, живущих на всем готовом». Отсталость запорожцев особенно ярко проявлялась в бесправном положении женщины, в ее трагической судьбе, что подчеркивается в образе матери Остапа и Андрия. Все это вместе с антинациональными тенденциями в верхушке украинского казачества было источником ослабления Сечи, нарастания в ней внутренних противоречий. Воспевая запорожскую вольницу, Гоголь осуждал крепостничество, угнетение, любое подавление человеческой личности. Наиболее яркие, проникновенные страницы посвящены героизму людей из народа, их представлениям о честности, справедливости, долге. Но, прославляя подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги — с жестокостью. Но такое тогда было время: «Дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы », — пишет Гоголь. Запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми защитниками веры и своего народа.
Я считаю, что произведение А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье..» на данный момент, очень актуально, как и будет актуально во все грядущие времена, так как настоящая, верная любовь, которую хотел передать автор.
К сожалению, в наше время нечасто можно встретить такую светлую любовь, и это нужно исправлять. Если не делами, значит хотя бы столь чудесными стихотворениями от писателей, когда-то ходивших по нашим землям.