Хлестаков — молодой человек, плут, мошенник, любитель покутить, и поэтому у него почти никогда не было денег, каково же было его удивление, когда ему все начали давать деньги и всячески его опекать. Разгадка крылась в том, что его приняли за ревизора, который должен был приехать и проверить результаты деятельности городского правления. Характерной и наиболее значительной чертой характера Хлестакова является вранье, с помощью которого он заставляет трепетать местных чиновников перед его, ничего не значащей, персоной. Однако, несмотря на всю эту никчемность, у Хлестакова хватает ума удалиться победителем, оставив в дураках городничего и его приближенных. Сделал он это с подсказки своего слуги — Осипа. Возможно Хлестакова даже можно рассматривать как отчасти положительного героя, потому что “зло” было наказано, а Хлестаков удалился победителем. Плохо же то, что Хлестаков почувствовал себя безнаказанным и сможет в будущем и дальше играть на страхах чиновников-взяточников.
Такое явление, как “хлестаковщина”, было вызвано тем политическим и социальным строем, в котором жил и сам Гоголь. В этой комедии мы видим всю боль автора, который болеет за Россию и не может безучастно смотреть на те злоупотребления, которые царят в чиновническом кругу. Гоголя окружало общество, где правили жадность, трусость, ложь, подражание, ничтожество интересов, пренебрежение учебой и люди, готовые на любые подлости для достижения своей цели, готовые утопить все и всех, общество, где преклонялись не перед умом, а перед богатством. Все это и породило такое явление, как “хлестаковщина”. “Хлестаковщина” это уже не ассоциация с самим Хлестаковым, а само явление, которое его породило. Люди, похожие на Хлестакова, были и будут всегда, но их цели и меры меняются с течением времени. Гоголь отобразил извечные проблемы России и соединил их в образе Хлестакова и чиновничества. Гоголь понимал, что изменить он ничего не может, он хотел лишь обратить наше внимание на эти проблемы. Против всего этого невежества выступают умные и образованные люди, однако их слишком мало, и они не могут многого добиться в жизни, так как всем в мире управляют такие, как Хлестаков или городничий.
«Борис Годунов» — величайшее произведение классической литературы, созданное Пушкиным в 1825 году. Пушкин с живым интересом относился к истории своего народа, о чем свидетельствуют его произведения, посвященные многочисленным историческим событиям.
В трагедии «Борис Годунов» он описал события 16-17 веков и затронул острые вопросы политики и истории, сопоставил власть и отношение народа к ней. Все образы героев, обозначенных в произведении, предстают перед нами живо и ярко — будь то сам Борис, которого автор описал и с положительной стороны, отметив его умудренность опытом, острый ум любовь к семье, — так и второстепенные персонажи, роль которых не менее важна для сюжета трагедии.
Одним из таких персонажей является летописец Пимен, которого автор описывает с особой трепетностью и любовью. Пушкин в создании этого образа опирался на старые летописи и отчасти на труды Карамзина, и считал, что в образе Пимена собрал все качества, пленившие его в летописях и житиях. Пимена мы видим в его келье в Чудовом монастыре, где он находится вместе с юным Гришкой Отрепьевым. Несмотря на то, что в молодости Пимен предавался веселью и пирам, о чем он сам сообщает Григорию, теперь он стал смиренным монахом, единственная жизненная миссия которого – служить Богу и предаваться молитвам. Такую же судьбу он пророчит и Григорию, но по своей ошибке рассказывает ему то, что ему довелось видеть на своем веку: убийство царя Дмитрия Борисом Годуновым в Угличе.
Во фразах, которыми Пимен описывает это кровавое дело, мы можем наблюдать искренний страх перед Богом – Пимен считает, что если один человек совершил грех, то тень греха ляжет и на весь народ. Он еще не знает, как отразится этот грех на всем государстве, но уже предчувствует что-то плохое. Несмотря на то, что Пимен предстает перед нами тихим, кротким и смиренным старцем, что можно понять из слов описания: «старец поседелый», «спокойно зрит», это спокойствие и равнодушие обманчиво – на самом деле монах очень беспокоится за народ.
Он пишет летопись, в которой собирается правдиво изложить события убийства Дмитрия, и считает, что человек, заступивший на трон без поддержки народа, не сможет стать царем. Голосом Пимена Пушкин отражает отношение всего простого народа к деянию Бориса Годунова и к самодержавию власти в целом.
Еще с первого дня существования человечества на Земле, человек тесно взаимодействовал с природой. Именно природа давала ему пищу, предоставляла способы помыться и обогреться, позднее – открывала все свои всевозможные ресурсы, создавая благоприятные условия для жизни каждого человека. Безусловно, природа – это неотъемлемая часть жизни любого живого существа, в том числе и разумного.
В сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» достаточно ярко и аргументировано раскрывается тема взаимодействия человека и природы. В начале сказки читатель узнает о том, что на судьбу двоих детей (мальчика Митраша и девочки Насти) выпала нелегкая ноша – расти сиротами и во всем помогать друг другу. Благо, родители оставили им небольшой домик и неплохое хозяйство, за которым нужно ухаживать, с чем дети отлично справлялись. Брат с сестрой не только занимались домашними делами, но и помогали другим людям и казались взрослыми не по годам.
Центральным происшествием сказки становиться поход Митраша и Насти в лес за клюквой. С особым трепетом автор описывает читателям природу села, леса и даже два одиноких дерева у болота восстают перед читателем как два живых существа, которые навеки сплетены друг с другом. С рассказа мы узнаем подробности сбора детей в лес: как Настя заботливо берет с собой продукты, а мальчишка – отцовское ружье. Вместе с детьми читатель наблюдает всю роскошь лесной природы, представляет звуки, которые издают лесные жители, и переживает, дабы герои не угодили в страшное болото, где пропало немало животных и людей
В данном эпизоде раскрывается взаимоотношения человека и лесной природы. Дальше из-за принципиального спора сестры с братом, их тропинки расходятся, и девочка идет известным протоптанным путем, а мальчик, следуя указаниям компаса, попадает в болото, откуда теряет надежды выбраться. Именно в этот момент раскрывается еще одна связь человека и природы – в сказку вводится еще один важный персонаж – собака Травка. Собачка помогает Митрашу выбраться с тянущего болота и даже ловит для него зайца в качестве поживы, за что мальчик спасает собаку (да и себя тоже) от хитрого волка «Серого помещика», который после недавней облавы обозлился на всех жителей села и их животных. В этом случае раскрывается противостояние человека природе, когда представители диких животных угрожают жизни и благополучию людей.
Тем временем Настя или Золотая Курочка, как нежно ее прозвали в сказке, собирает много вкусных, сладких, красных ягод, но вспомнив о брате, спешит ему на помощь. Ту ночь дети провели в лесу, где им больше не грозила опасность – еще один пример взаимодействия человека и природы. После герои вернулись домой, и пожертвовали все собранные целебные ягоды больным деткам-сиротам.
Стоит упомянуть, что всю эту историю поведал рассказчик, что разведывал болотные богатства, а конкретнее – добывал торф, которого там было в излишке. Этим автор еще раз подчеркивает, как природа заботится о человеке, предоставляя ему все необходимое. И осталось только одно очень важное пожизненное дело – взаимно заботится о природе.