Коловерова І.Г. Сюжетно-композиційний аналіз роману Сервантеса “Дон-Кіхот”
У статті досліджуються сюжетно-композиційні особливості роману Сервантеса “Дон-Кіхот”. Аналізуються елементи композиції: вставні новели першої та другої частини, їх зв’язок з основною сюжетною лінією. Приділяється увага розподілу вставних новел на тематичні аспекти. Розглядаються типи сюжету в романі: сюжет-фабула та сюжет-ситуація. Визначений як домінуючий сюжет-ситуація. Здійснена спроба систематизувати матеріал дослідження в даній галузі сучасних літературознавців.
Ключові слова: сюжет-фабула, сюжет-ситуація, композиція, вставна новела, аналіз.
Вопрос не очень понятен.Что имели в виду в повествовании,в произведение???
Роман “Война и мир” является исторической эпопеей доблести и мужества русского народа - победителя в войне 1812 года. Главный герой романа - русский народ. Толстой говорит нам о тяжести войны, о ее ужасах, горе ( уход населения из Смоленска и Москвы, голод) , смерти (умирает после ранения Андрей Болконский, погибает Петя Ростов) . Война от каждого требует предельного напряжения моральных и физических сил. Россия в период Отечественной войны, в период грабежа, насилия и зверств, учиненных захватчиками, несет огромные материальные жертвы. Это сожжение и опустошение городов. Большое значение в ходе военных событий имеет общее настроение солдат, партизан и других защитников Родины. Война 1905-1907 гг. велась за пределами России и была чужда русскому народу. Когда же французы вторглись на территорию России, то весь русский народ от мала до велика поднялся на защиту своего Отечества. В романе “ Война и мир” Толстой разделяет людей по нравственному принципу, особенно выделяя отношение к патриотическому долгу. Писатель изображает патриотизм истинный и патриотизм ложный, который даже нельзя назвать патриотизмом. Настоящий патриотизм- это прежде всего патриотизм долга, поступка во имя Отечества, умение в решающую для Родины минуту подняться над личным, проникнуться чувством ответственности за судьбу народа. По мнению Толстого, русский народ глубоко патриотичен. При занятии французами Смоленска крестьяне сжигали сено, чтобы не продавать его своим врагам. Каждый по-своему старался причинить боль врагу, чтобы они почувствовали ненависть истинных хозяев земли. Купец Ферапонтов сжег собственную лавку, чтобы она не досталась французам. Истинными патриотами показаны жители Москвы, которые уходя из родного города, покидают жилища, так как считают невозможным остаться под властью самозванцев.
Настоящими патриотами являются русские солдаты. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным. Именно в Бородинском сражении с особой проявилась необычайная стойкость и мужество русских солдат. Бородинское сражение является нравственной победой русских солдат. Чувство патриотизма- истинно народное чувство. Оно охватывает всех солдат без исключения. Солдаты спокойно, просто, уверенно делают свое дело не говоря громких слов. Толстой рассказывает о боях под Смоленском. Не смотря на мужество и стойкость русской армии, она вынуждена отступать. Героями и истинными патриотами у Толстого становятся внешне ничем не примечательные люди. Таков капитан Тушин, оказавшийся перед лицом начальства в комическом положении без сапог, конфузящийся, спотыкающийся и вместе с тем в самый критический момент делающий именно то. что надо. Сила народного духа родит выдающихся полководцев. Таких как Михаил Кутузов. Он живет одними чувствами, мыслями, интересами солдат, прекрасно понимает их настроение, по-отцовски заботится о них. Он твердо верит, что исход сражения определяет “неуловимая сила, называемая духом войска” и всеми силами стремится поддержать в армии эту скрытую теплоту патриотизма. Для Кутузова, которому глубоко чуждо все фальшивые, надуманные, бессмысленные разглагольствования Бенигсена на военном совете в Филях о защите священной древней столицы Москвы. Для русского человека, настоящего патриота понятно, что такое Москва. Но вопрос о ее судьбе, о судьбе России решался Кутузовым в чисто военном плане.
<span> Большое значение писатель придает партизанскому движению. Вот как Толстой описывает его стихийный рост: ” Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии - отсталые мародеры, фуражиры - были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей также бессознательно, как бессознательно собаки загрызают бешеную собаку”.</span>
<span>донис - прекрасный Бог, в которого влюбилась Афродита.
Адрастея - богиня справедливого возмездия.
Ананке - богиня, которой подчиняются другие боги. Символизирует неизбежность, смерть.
Антей - великан, сын Посейдона, берущий силы от земли.
Антерос - бог отрицания любви.
Апата - богиня обмана.
Аполлон - бог красоты, солнца, врачевания и искусства.
Арес - бог вероломной войны.
Артемида - воинственная богиня охоты.
Асклепий - бог врачевания.
Астрея - она означает счастливое время в жизни каждого человека.
Ата - богиня помутнения рассудка.
Афина - богиня мудрости и справедливой войны.
Афродита - богиня красоты и любви.</span>
<span>Гармония - богиня слаженности, красоты и легкости.
Геба - богиня вечной юности.
Гера - богиня семейных уз, самая ревнивая богиня.
Гермес - бог торговли, покровитель воров.
Гестия - богиня домашнего очага и уюта.
Гефест - бог огня и кузнечного дела.
Гигиея - богиня здоровья.
Гименей - бог брака, покровитель семейных уз.
Гимерот - бог страсти.
Гипнос - бог сна и забвения. Мог усыплять даже богов.</span>
<span>Двуликий Янус - бог порога, входа и выхода, дверей и всякого начала.
Деймос - сын Ареса, бог ужаса.
Деметра - богиня плодородия, покровительница растений.
Дике - богиня правды, олицетворение справедливости.
Дионис - бог вина и веселья.</span>
<span>Зависть - олицетворения зависти.
Зевс - верховный бог Олимпийцев.</span>
<span>Илифия - богиня родов, покровительница рожениц.
Ирида - богиня радуги.</span>
Кибела - олицетворение матери-природы.
Лисса - божество безумия, порождение Никты от крови Урана.
<span>Мания - воплощение неистовства и безумия.
Метида - мифотворчестве океанида, олицетворение мудрости.
Мом - бог злословия.
Морфей - бог сна и сновидений.</span>
<span>Нефела - богиня облаков.
Немесида - богиня справедливого возмездия.
Ника - богиня победы.</span>
Осс - божество, персонификация вещего голоса, слухов, молвы.
<span>Панацея - богиня, олицетворяющая исцеление от болезней.
Пандора - обладательница волшебного ларца со всеми бедами и надеждой.
Пандроса - богиня росы.
Пейто - богиня убеждения.
Плутос - бог богатства.
Психея - олицетворение души.</span>
Стимула - богиня, пробуждавшая к неивствовству.
Тюхе - божество случая, символизирующее неустойчивость мира.
<span>Фантаз - бог сновидения, являющегося к людям в виде вещей, растений и др.
Фобетор - один из богов сновидений, принимающий вид различных животных.
Фобос - сын Ареса, бог страха.</span>
<span>Эйрене - богиня мира, покоя, порядка.
Энио - греческая богиня неистовой войны, спутница Ареса.
Эрида - богиня раздора.
Эрот - бог любви, сын Ареса и Афродиты.</span><span>
<span>Боги смерти и подземного мира
</span>
</span><span>Аид - бог подземельного мира.
Алекто - олицетворение гнева и мстительности.</span>
Геката - богиня мрака, ночных видений, колдовства.
Керы - духи смерти в греческой мифологии.
Мегера - олицетворение гнева и мстительности.
Танатос - бог смерти.
Персефона - жена Аида, богиня подземного мира и плодородия.<span>
Боги и божества водной стихии
</span>Амфитрита - жена Посейдона, богиня вод.
<span>Посейдон - бог морей и океанов.
Протей - морской бог, провидец.</span>
Фетида - нереида, дочь Нерея и Дориды, мать Ахилла<span>
Боги небесных светил и ветров
</span>Борей - бог северного ветра.
<span>Гелиос - бог солнца.
Геспер - бог самой яркой звезды.</span>
Зефир - бог западного ветра.
Нот - бог южного ветра.
Селена - богиня луны.
Титон - бог дня.
<span>Эос - богиня утренней зари.
Эвр - бог восточного ветра.
Эол - бог всех ветров.</span><span>
Музы
</span><span>Каллиопа - покровительница эпической поэзии.
Клио - муза истории.
Мельпомена - муза трагедии.
Полигимния - муза торжественных гимнов.
Талия - муза комедии и лёгкой поэзии.
Терпсихора - муза танца.
Урания - муза, покровительница астрономов.
Эвтерпа - муза игры на струнных инструментах.
Эрато - муза любовной лирики.</span>
Рассказ вызывает пронзительное чувство жалости к собаке. Так не должен поступать человек по отношению к животному, Л. Андреев показывает, что собака переживает, старается угодить человеку. Люди приручают собаку, а потом бросают. Это вызывает страдание животного, виноваты в этом люди. Рассказ учит тому, что так быть не должно.
«Всею своей собачьей душой расцвела Кусака». Собака должна принадлежать человеку, а у Кусаки вначале хозяина не было. Собака обрадовалась тому, что нашла себе службу. Это метафорическое выражение говорит о значимости этого события для жизни Кусаки.
«Желтым огнем загорелась осень» - метафора: деревья стали желтыми - началась осень.
Автор очень эмоционален при изображении событий, он всей душой переживает эту историю.