Тлес Шамгонович Кажгалиев (1949—1996) — казахстанский композитор. Сын дирижёра Шамгона Кажгалиева.
Окончил Московскую Государственную консерваторию им. Чайковского, по классу композиции, у профессора М. И. Чулаки.
Ученик Газизы Жубановой. Работал секретарём Союза Композиторов Казахстана.
Автор музыки к фильмам «У кромки поля» (1982), «Человеческий фактор» (1984), «Потерпевшие претензий не имеют» (1986), «Мой дом на зелёных холмах».
Автор музыки с спектаклю Государственного Русского ТЮЗа Казахстана (Алма-Ата) «Двое в степи» по Эммануилу Казакевичу (инсценировка и постановка режиссёра, заслуженного деятеля искусств России и Казахстана Бориса Преображенского). Песни Тлеса Кажгалиева исполнялись в телевизионных концертах «Песни Года» на Центральном телевидении.
Оркестровые сочинения Кажгалиева исполняются в разных странах мира. Королевский филармонический оркестр Лондона под управлением Мариуса Стравинскоговключил пьесу Кажгалиева «Кыз куу» в программу концерта к 16-летию независимости Казахстана 9 декабря 2007. По мнению британского рецензента, пьеса «полна красок и энергии, прекрасных, почти зримых звуков, будоражущих воображение, заставляя представлять группу молодых всадников, вольно скачущих через выметенную ветром бескрайнюю степь»[1].
Персонаж: царевна - лебедь
Текст: За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво
Если правильно - отметь ответ лучшим.
1) Мемориал памяти построен в честь погибших героев.
Архитекторы: Воронков В. В.,
Пасютинский Г. Ю., Сахарнов С. А.
Описание памятника: 18-метровый обелиск Мемориала имеет надпись:
Слава вам, воины и труженики Отчизны, сражавшиеся за Победу на фронте и в тылу.
Во имя настоящего и будущего вы боролись и победили.
В эпоху глобализации и в условиях единого мирового
информационного пространства продолжается интенсивное развитие
музыкального образования Казахстана. Государственная программа
«Культурное наследие» предусматривает изучение сложившихся
музыкальных традиций и нововведений в контексте культур
тюркоязычных народов, интегрирующих последовательно в мировой
культурный процесс.
Актуальность возобновления и консолидации межкультурных
творческих связей, сотрудничества, расширение взаимообмена на основе
научно-образовательных программ не вызывает сомнения. Совместные
творческие проекты с привлечением выдающихся зарубежных педагогов и
инструменталистов способствуют взаимообогащению и пониманию
музыки разных народов.
С провозглашением независимости Казахстана музыкальное
образование вступило в новую фазу своего развития. Виртуозное
мастерство ярких представителей скрипичной школы, самобытные
произведения, созданные для смычковых инструментов композиторов
республики в конце ХХ–начале ХХI веков, получили широкое признание
во многих западных странах мира, а также и в Турции.
Скрипичная школа Казахстана по праву считается одной из
сильнейших в Центрально-Азиатском регионе. Она вобрала в себя лучшие
традиции музыкального образования элитных учебных заведений России:
Московской и Санкт-Петербургской консерваторий. Особая глубина и
тонкость игры талантливых исполнителей находит свое толкование и в
азиатской ментальности.
Успехи ярких дарований подтверждены на самых престижных и
крупных международных конкурсах. Народные артисты Республики
Казахстан Айман Мусаходжаева ( обладатель звания «Юнеско: Артист за
мир»), Гаухар Мурзабекова, Марат Бисенгалиев и трио сестер Бековых
составляют гордость нации и каждый из них вносит определенную лепту в
пропаганду казахского музыкального искусства.
Везде, где перед нотой стоит знак диеза - решетка