Философия жизни лорда Генри Уоттона Роман "Портрет Дориана Грея" принадлежит перу знаменитому ирландскому писателю, прозаику и поэту Оскару Уайльду.
В своем произведении, автор описывает молодого двадцатилетнего Дориана Грея, прекрасного юношу, чью красоту художник перенес на полотно. И лорда Генри Уоттона, который смог подчинить жизнь молодого парня, отравив его душу своим философским мировоззрением.
Лорд Генри, или "принц парадокса", как его называет сам Оскар Уайльд, был человеком, что высмеивал моральные устои и современные ценности. Он считал, что единственно-правильной целью жизни является реализация собственного "Я".
По мнению лорда, каждый человек влияет на другого человека, тем самым перестает думать свои мысли, добываться своих целей, не развивает себя, а живёт под гнётом страстей других. В его понятии – миром правит страх. В основе морали – страх перед обществом, в основе религии – страх перед Богом. И даже самый храбрый из людей, в итоге, боится себя, своих желаний, своих стремлений. Он высмеивает самоотречение, считая всё это чепухой, которая калечит и душу, и тело, и жизнь человека, поскольку само желание, как бы глубоко в душе не "сидело", всё равно будет давать о себе знать. Оно будет медленно разъедать душу, отравлять жизнь, увеличиваться в объёмах, пока его не удовлетворить. Именно в этом он и видит освобождение от желания. Поддаться искушению, согрешить, и тогда уже грех желания не будет довлеть над телом и душой, согрешить, дабы очиститься…
Наряду с этим учением, лорд Генри пропагандировал и теорию "нового гедонизма", которая так завлекла Дориана, что он сделал её смыслом своей жизни. Согласно теории, молодость – это единственная вещь на свете, которая ценнее всего. Ей дано право на "божественное верховенство". Она скоротечна, поэтому в свои молодые годы нужно успеть жить своей жизнью, искать новых впечатлений, ничего не боятся, ибо красота - это проявление Гения. Она никогда не вернется, и ели ограничивать себя в молодые годы, то потом, со временем, возникнет чувство неудовлетворённости страстей. Которые не были удовлетворены из-за страха перед обществом, или перед самим собой.
Особое мнение лорд Генри имел и на взаимоотношение мужчины и женщины. Об этом он поведал Грею, когда тот довел до самоубийства свою молодую жену Сибил. По его мнению, брак априори является неудачной затеей, так как женщина способна сделать из мужчины праведника, лишь лишив его какого либо интереса к жизни. И что Дориану повезло, так как его жена предпочла смерть жизни без любви Грея. Он также призывал мужа легче относиться к своей утрате, словно к окончанию роли в пьесе жизни Сибил. И Дориан, который искал себе оправдания, жадно внимал каждому слову, и в итоге подытожил, что Сибил поступила очень эгоистично, ведь из-за ее смерти, теперь Дориана ничто не сможет удержать от падения.
В романе "Портрет Дориана Грея" Оскар Уайльд поднимает темы устоявшееся морали общества, вечное стремление личности к свободе, удовольствию и удовлетворению своих желаний, подчинению себе, и себя. Для лучшего раскрытия автор вводит в роман два антипода – "парадоксального" скептика лорда Генри Уоттона, который выступает разрушителем старого и идейным вдохновителем новых веяний, и молодого неподготовленного Дориана Грея, который поддавшись новизне идей, гедонизму, уничтожил свою жизнь и погубил свою душу.
Горе матери-крестьянки раскрыта в стихотворении «Орина, мать солдатская» (1863)
В этом стихотворении поэт продолжает рассказ о тяжелой доле женщины-крестьянки.
В основе стихотворения - быль. Некрасов вспоминал: "Орина, мать солдатская, сама рассказывала мне свою жизнь. Я несколько раз делал крюк, чтобы поговорить с ней, а то боялся сфальшивить".
Горе женщины в том, что ее единственный сын, замученный солдатчиной, вернулся домой совсем больным и вскоре умер:
Девять дней хворал Иванушка,
На десятый день преставился.
....
Богатырского сложения,
Здоровенный был детинушка!
Жестокая казарменная жизнь, бессмысленная муштра сгубила, довела до чахотки богатыря. Даже в бреду умирающий не может преодолеть страх, который поселился в его сердце от жестокого, бесчеловечного отношения к солдатам:
Вдруг метнулся.. . смотрит жалобно.. .
Повалился - плачет, кается,
Крякнул: "Ваше благородие!
Ваше!... " Вижу - задыхается.. .
....
Мало слов, а горя реченька,
Горя реченька бездонная!. .
Для мужской части дореформенной деревни величайшим бедствием была двадцатилетняя рекрутчина
Крестьянин возвращался с военной службы или больным («Орина, мать солдатская» ) или изувеченным инвалидом с грошовым пенсионом («Полного выдать не велено: Сердце насквозь не прострелено» — «Кому на Руси жить хорошо») .
Голодная, нищая и бесправная деревня выгорает («Ночлеги» ) и вымирает («Похороны» , «Мороз-Красный нос») .
Это стихотворение прославляет материнскую и сыновнюю любовь, которая торжествует на только над ужасами николаевской солдатчины, но и над самой смертью. Аринушка глубоко страдает, наблюдая мучения сына, но не ропщет, не возмущается, принимает мир божий таким, какой он есть.
Поразительно, что в самый трагический момент своей жизни крестьянка все-таки слышит соловьиное пение и остро переживает его красоту (отсюда эмоционально-выразительное наименование соловья "соловушкой").
Зима детская пора
где из дома мчится детвора.
и мама, и папа
идут с ними гулять
и бабушки, и дедушки
с ними заодно.
прятки,шапки,догонялки,
весело гуляют семейная детвора!
<span>Он производит унылое впечатление: «потемневшее от пыли» небо мутно, волны моря закованы в гранит, «подавлены», «бьются и ропщут», они загрязнены разным хламом. Раздаются разные звуки: звон цепей, грохот вагонов, «металлический вопль железных листов», стук, дребезжание, свистки, крики. Все эти звуки дисгармоничны, это «оглушительная музыка трудового дня». Порт автор называет «страстным гимном Меркурию» – богу торговли. И люди на фоне этого пейзажа «смешны и жалки», как рабы того, что создано их трудом. Таким образом, этот пейзаж раскрывает нам, как величие и красота природы подавляются деятельностью человека. Вроде так)</span>