Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
"Здорово парнище!"- "Ступай себе мимо!"
-"Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?"- "Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".
(В лесу раздавался топор дровосека.)
"А что, у отца-то большая семья?"
-"Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я..."
-"Так вот оно что! А как звать тебя?" - "Власом".
-"А кой тебе годик?"- "Шестой миновал...
Ну, мертвая!"- крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь -
Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти - дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
<span>В которых так много любви!
</span>
<span><span>Николай Некрасов</span></span>
<span><span>
<span>Горящие письма</span>
Они горят!.. Их не напишешь вновь, Хоть написать, смеясь, ты обещала... Уж не горит ли с ними и любовь, Которая их сердцу диктовала? Их ложью жизнь еще не назвала, Ни правды их еще не доказала... Но та рука со злобой их сожгла, Которая с любовью их писала! Свободно ты решала выбор свой, И не как раб упал я на колени; Но ты идешь по лестнице крутой И дерзко жжешь пройденные ступени!.. Безумный шаг!.. быть может, роковой...
</span></span>
В Южном <span>Направлении возращаются покорители Северного полюса</span>
Что такое власть? Почему на протяжении многих и многих веков
происходит борьба между людьми за право обладать ею, и в процессе этой
борьбы часто на алтарь приносят в жертву десятки, сотни, тысячи жизней и
иной раз даже свою собственную?
Оптимальным, с нашей точки зрения, является определение, данное в
«Философском словаре»: «Власть – это сила, оказывающая воздействие на
тело, душу и ум, пронизывающая их, подчиняющая другого закону своей
воли»
1
.
Власть получает видный представитель народа, и тут невольно
вспоминает мудрая народная поговорка, которая звучит так: «Из народа, как
из дерева, может получиться и дубинка, Ход исторических событий и жизнь целого государства, целого народа
во многом зависит от личности того, кто этим государством правит.
А. К. Толстого тоже интересовала тема сильной личности, наделенной
огромной властью.
Власть – страшное и тяжкое испытание, которое выдерживают
немногие. Осознание человеком того, что ему все дозволено – и казнить и
миловать – накладывает определенный отпечаток на его характер, ломает и
коверкает его нравственные критерии, его психологическое состояние.Прекрасное сравнение нашел А.К.Толстой для того, чтобы показать
происходящие роковые изменения во внутреннем и внешнем облике Иоанна:
он сравнивает его со сгоревшим зданием. Вроде бы и видно, что когда-то это
было величественное строение, но уже все покрыто мраком разрушения и в
покоях «поселилось недоброе».
С годами это «недоброе» становится властелином Иоанна, оно
подчиняет его себе, заставляет выказывать самые отвратительные черты
властной и жестокой натуры. Подчиняя себе разум царя, это «недоброе»
заставляет его быть подозрительным, недоверчивым, видеть в окружающих
только врагов и завистников, жаждущих его погибели.
Ярко и страшно проявляется жестокая натура царя на великом пире, на
котором гуляют семьсот человек. С одной стороны, А. К. Толстой показывает
ту потрясающую роскошь и богатство, в котором живет Иоанн. Так,
например, он подробно описывает смену многочисленных блюд, одним
своим экзотическим видом потрясающих воображение:
«Уже более четырех часов продолжалось веселье, а стол был только во
полустоле. Отличились в этот день царские повара. Особенное удивление
возбуждали исполинские рыбы, пойманные в студеном море и присланные в
Слободу из Соловецкого монастыря. Их привезли живых, в огромных
бочках; путешествие продолжалось несколько недель. Рыбы эти едва
умещались на серебряных и золотых тазах, которые вносили в столовую
несколько человек разом. Затейливое искусство поваров выказалось тут в
полном блеске. Осетры и шевриги были так надрезаны, так посажены на
блюда, что походили на петухов с простертыми крыльями, на крылатых
змиев с разверстыми пастями» (С.59).
За время пира прислуга несколько раз меняла платье и один их наряд
был лучше другого. Вроде бы все прекрасно. Богатство стола, льющиеся
драгоценные вина, роскошные одежды присутствующих гостей – вроде бы
все это говорило о благоденствии в государстве, о единении и «дружном
весели». Однако, сидя на пиру у Грозного, каждый гость был внутренне
Дамы мечтают о том, как переедут в город, как городничий получит повышение. Но пока надо было на месте разобраться с купцами, которые приходили к «ревизору» с жалобой на него. Все поздравляют городничего со счастливыми переменами. Приходит почтмейстер и читает письмо Хлестакова Тряпичкину. Городничий взбешен. И только сейчас все понимают, что в Хлестакове-то и не было ничего, похожего на ревизора. Виновниками происшествия признаны Добчинский и Бобчинский, которые первыми разнесли слух о приезде важного чиновника. Входит в комнату жандарм и сообщает, что в город приехал ревизор и всех требует к себе. Пьеса заканчивается немой сценой.