Противоположны взгляды спорящих на искусство и природу. Павел Петрович
Кирсанов восхищается произведениями искусства. Он способен любоваться
звездным небом, наслаждаться музыкой, поэзией, живописью. Базаров же
отрицает искусство ("Рафаэль гроша медного не стоит"), к природе
подходит с утилитарными мерками ("Природа не храм, а мастерская, и
человек в ней работник"). Николай Петрович Кирсанов также не согласен с
тем, что искусство, музыка, природа — чепуха. Выйдя на крыльцо, «...он
посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать
природе» . И здесь мы можем почувствовать, как Тургенев через своего
героя высказывает свои собственные мысли. Прекрасный вечерний пейзаж
приводит Николая Петровича к «горестной и отрадной игре одиноких дум» ,
навевает приятные воспоминания, открывает ему «волшебный мир грез» .
Автор показывает, что, отрицая любование природой, Базаров обедняет свою
духовную жизнь. Но основное различие между разночинцем-демократом, оказавшемся в имении потомственного дворянина, и либералом заключается во взглядах на общество и народ. Кирсанов считает, что аристократы — движущая сила общественного развития. Их идеал — "английская свобода» , то есть конституционная монархия. Путь же к идеалу лежит через реформы, гласность, прогресс. Базаров уверен, что аристократы не способны к действию и от них нет никакой пользы. Он отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему. Разногласия возникают по поводу нигилизма и роли нигилистов в общественной жизни. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те "никого не уважают", живут без "принсипов", считает их ненужными и бессильными: "Вас всего 4-5 человека". На это Базаров отвечает: "От копеечной свечи Москва сгорела". Говоря об отрицании всего, Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. Чего же хотят нигилисты? Прежде всего, революционных действий. И критерием является польза для народа. Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Он утверждает, что «русский народ не может жить без веры» . Базаров же говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен, что в стране нет честных людей, что «мужик рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке» . Однако он считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков; он утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм — это проявление именно народного духа. Тургенев показывает, что, несмотря на умиление, Павел Петрович не умеет разговаривать с простыми людьми, «морщится и нюхает одеколон» . Словом, он настоящий барин. А Базаров с гордостью заявляет: «Мой дед землю пахал» . И он может расположить к себе крестьян, хотя и подтрунивает над ними. Слуги чувствуют, «что он все-таки свой брат, не барин» .
Это именно оттого, что Базаров обладал умением и желанием трудиться. В Марьино, в имении Кирсановых, Евгений работал, потому что не мог сидеть без дела, в его комнате установился «какой-то медицинско-хирургический запах» .
В отличие от него представители старшего поколения не отличались способностью к труду. Так, Николай Петрович старается хозяйничать по-новому, но у него ничего не получается. О себе он говорит: «Я человек мягкий, слабый, век свой провел в глуши» . Но, по Тургеневу, это не может служить оправданием. Если не можешь работать — не берись. А самое большое, что делал Павел Петрович, — помогал своему брату деньгами, не решаясь давать советы, и «не шутя воображал себя дельным человеком» .
Конечно, более всего человек проявляется не в разговорах, а в делах и в жизни своей. Поэтому Тургенев как бы проводит своих героев через разные испытания. И сильнейшее из них — испытание любовью. Ведь именно в любви душа человека раскрывается полно и искренне.
1. Владимир Дубровский остается без матери в раннем детстве: мать умирает вскоре после его рождения. В 8 лет отец отправляет Владимира в Петербург на учебу в Кадетский корпус, где Владимир получает воспитание и образование.
2. Главный герой разбойничьего романа "Дубровский" А. С. Пушкина.
<span> Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она
ставила тарелку возле куста, а сама уходила.
Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая
стрекоза и начинала кружиться над ними.
Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались
в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.
А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала.
После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что
стрекоза прилетит опять. Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: "Должно
быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят". Она и не знала, что
утята каждый вечер голодные ложились спать.
Однажды к утятам пришел в гости их сосед, маленький утенок Алеша. Когда
утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.
- Ну и храбрецы! - сказал он. - Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы
увидите завтра.
- Ты хвастаешь, - сказали утята, - завтра ты первый испугаешься и
побежишь.
На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с
рублеными яйцами и ушла.
- Ну, смотрите, - сказал смелый Алеша, - сейчас я буду драться с вашей
стрекозой.
Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она
полетела на тарелку.
Утята хотели убежать, но Алеша не испугался. Не успела стрекоза сесть
на тарелку, как Алеша схватил ее клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с
поломанным крылом улетела.
С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались
досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алешу за то, что он
спас их от стрекозы.</span>
Сетон-Томпсон своим рассказом «Виннипегский волк» хочет донести до читателя мысль, что даже животные могут испытывать любовь. И их любовь гораздо сильнее и более верная, чем человеческая. Мало кто из людей способен годами помнить о своей любви, не менять местожительства, чтобы находится рядом с могилой любимого человека. А волк, несмотря на леса, в которых мог жить привольно и сыто, несмотря на опасность, исходившую от людей, предпочитал жить рядом с тем местом, где он впервые познал любовь.