Сравнение. Метафора. Олицетворение В лексике основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. — поворот, оборот, образ) — специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении.
Описывая его нелегкую, трагическую судьбу, автор пытается вызвать в нас сочувствие к ближним, научить нас любить людей. Юшка, нестарый еще мужчина, был изнурен тяжелой болезнью, туберкулезом, поэтому выглядел почти стариком. Он был слаб телом, но работал всегда исправно. Юшка был молчалив, незлобив, его трудно было чем-либо обидеть. Наверно поэтому многие люди считали его странным, почти юродивым. Дети смеялись, завидев его, кидали в Юшку камнями и ветками. А тот только радовался. Он по своей наивности думал, что неразумные дети его любят, но пока не могут по-другому выразить свою любовь. Взрослые же не многим отличались от глупых детей. Они считали, что если Юшка не похож на остальных, то нет ему на этой земле места. И каждый норовил толкнуть его, обозвать грубым словом, а то и побить, выместить на несчастном свое плохое настроение.
Но ничто не могло превратить доброе сердце Юшки в камень. Он все так же восторгался совершенством природы, любил каждое живое существо. Он целовал цветы, “подымал с тропинки бабочек и жуков”, чтобы их не задавили, слушал пение птиц. На природе Юшка отдыхал
Подлинным героем романа “Война и мир” является русский народ. Защищая
родную землю от наполеоновского нашествия, русские проявили
исключительный героизм, мужество, стойкость и выдержку. Л. Н. Толстой
глубоко верил в это и считал, что основная сила - это народная сила,
источником которой был народный патриотизм. И законно то, что носителями
настоящего, подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие
как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей.
Тушин - это
простой и скромный человек, маленького роста, щуплый, теряющийся в
присутствии начальников, не умеющий правильно отдавать честь. Его трудно
отличить от солдат. Тушин живет с солдатами одной жизнью, ест и пьет с
ними, поет их песни, участвует в их разговорах. Во время сражений он не
знает страха: с горсткой солдат, таких же героев, как и их командир,
Тушин с удивительным мужеством и героизмом исполняет свой долг, несмотря
на то, что прикрытие ушло по чьему-то приказанию в середине дела.
На своей батарее Тушин преобразился до неузнаваемости: несмотря на свое
худощавое телосложение, он напоминал богатыря. Капитан был поглощен
боем, видел только свои орудия и неприятеля, составлял единое целое со
всей батареей: пушками, людьми, лошадьми. Тушин называет орудия по
именам, ласково говорит с ними, ему мерещится даже, что это он бросает
ядра в неприятеля. В этот момент все его счастье и горе, любовь и
ненависть, радость и печаль неразрывно связаны с битвой, орудиями,
дымом, товарищами и неприятелем.
Иногда даже создается впечатление,
что батарея, потерявшая орудия, большую часть людей, держится на своей
позиции под натиском неприятеля и без всякого прикрытия только благодаря
железной воле и непоколебимой самоотверженности своего капитана. Дух
батареи, который воплощен в Тушине, заставляет солдат весело сражаться и
весело умирать, смеяться над адъютантом, приказывающим уходить с
позиции и трусливо прячущимся от ядер. Все они знают, что спасают
отступающую армию, но не сознают своего собственного героизма. Именно
эта изнуренная и чуть живая от постоянных атак врага батарея сыграла
одну из ключевых ролей в сражении.
И что же получил капитан Тушин
взамен погибших товарищей и разбитых орудий? Увы, лишь недовольство
начальства стало наградой героям. Когда Тушин входит в штаб, мы по его
неловкости и пренебрежению высоких чинов понимаем, что он здесь чужой,
что группа генералов и адъютантов существует отдельно от того, что было
на поле боя. Подвиг его батареи не замечен; к награде будут представлены
люди, чье геройство подтверждено адъютантами и офицерами, не бывшими в
тот день под пулями. Но капитан не пытается оправдаться - иначе будет
наказан командир его прикрытия. И только Андрей Болконский, выводивший
орудия вместе с Тушиным, спасает воинскую честь батареи.
Этот
случай поразил князя Андрея. Происходящее в армии было так странно, так
непохоже на то, на что он надеялся. Князь Андрей увидел карьеризм,
измену союзников, мелочность, трусость, ложь — словом, все то, от чего
он бежал на войну. И, конечно, особое значение в этом прозрении,
соприкосновении с реальной жизнью имеет встреча с капитаном Тушиным.
Этот маленький и скромный офицер, поджегший Шенграбен, но вовсе не
думающий, что он герой, а наоборот, боящийся начальства, произвел на
князя огромное впечатление. От этого невзрачного капитана Андрей
получает подлинный урок героизма. Болконский понял, что героический вид
часто бывает обманчив. Его представление о жизненных ценностях, об
истинном начинает изменяться.
<span> Мы запоминаем имена великих
полководцев, а вот имя капитана, поджегшего Шенграбен, вряд ли кто
вспомнит. Сколько тушиных, тимохиных лежит на полях битвы. Сотни, тысячи
неизвестных героев покоятся на этих полях. История не называет их
имена. Не во имя крестов, чинов, славы сражались и умирали русские
солдаты, в минуты подвига меньше всего думали они о славе. В своем
романе-эпопее Толстой доказал, что народ совершил подвиг, что народ -
герой.
</span>