Подлинным героем романа “Война и мир” является русский народ. Защищая
родную землю от наполеоновского нашествия, русские проявили
исключительный героизм, мужество, стойкость и выдержку. Л. Н. Толстой
глубоко верил в это и считал, что основная сила - это народная сила,
источником которой был народный патриотизм. И законно то, что носителями
настоящего, подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие
как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей. Тушин - это
простой и скромный человек, маленького роста, щуплый, теряющийся в
присутствии начальников, не умеющий правильно отдавать честь. Его трудно
отличить от солдат. Тушин живет с солдатами одной жизнью, ест и пьет с
ними, поет их песни, участвует в их разговорах. Во время сражений он не
знает страха: с горсткой солдат, таких же героев, как и их командир,
Тушин с удивительным мужеством и героизмом исполняет свой долг, несмотря
на то, что прикрытие ушло по чьему-то приказанию в середине дела.
На своей батарее Тушин преобразился до неузнаваемости: несмотря на свое
худощавое телосложение, он напоминал богатыря. Капитан был поглощен
боем, видел только свои орудия и неприятеля, составлял единое целое со
всей батареей: пушками, людьми, лошадьми. Тушин называет орудия по
именам, ласково говорит с ними, ему мерещится даже, что это он бросает
ядра в неприятеля. В этот момент все его счастье и горе, любовь и
ненависть, радость и печаль неразрывно связаны с битвой, орудиями,
дымом, товарищами и неприятелем. Иногда даже создается впечатление,
что батарея, потерявшая орудия, большую часть людей, держится на своей
позиции под натиском неприятеля и без всякого прикрытия только благодаря
железной воле и непоколебимой самоотверженности своего капитана. Дух
батареи, который воплощен в Тушине, заставляет солдат весело сражаться и
весело умирать, смеяться над адъютантом, приказывающим уходить с
позиции и трусливо прячущимся от ядер. Все они знают, что спасают
отступающую армию, но не сознают своего собственного героизма. Именно
эта изнуренная и чуть живая от постоянных атак врага батарея сыграла
одну из ключевых ролей в сражении. И что же получил капитан Тушин
взамен погибших товарищей и разбитых орудий? Увы, лишь недовольство
начальства стало наградой героям. Когда Тушин входит в штаб, мы по его
неловкости и пренебрежению высоких чинов понимаем, что он здесь чужой,
что группа генералов и адъютантов существует отдельно от того, что было
на поле боя. Подвиг его батареи не замечен; к награде будут представлены
люди, чье геройство подтверждено адъютантами и офицерами, не бывшими в
тот день под пулями. Но капитан не пытается оправдаться - иначе будет
наказан командир его прикрытия. И только Андрей Болконский, выводивший
орудия вместе с Тушиным, спасает воинскую честь батареи. Этот
случай поразил князя Андрея. Происходящее в армии было так странно, так
непохоже на то, на что он надеялся. Князь Андрей увидел карьеризм,
измену союзников, мелочность, трусость, ложь — словом, все то, от чего
он бежал на войну. И, конечно, особое значение в этом прозрении,
соприкосновении с реальной жизнью имеет встреча с капитаном Тушиным.
Этот маленький и скромный офицер, поджегший Шенграбен, но вовсе не
думающий, что он герой, а наоборот, боящийся начальства, произвел на
князя огромное впечатление. От этого невзрачного капитана Андрей
получает подлинный урок героизма. Болконский понял, что героический вид
часто бывает обманчив. Его представление о жизненных ценностях, об
истинном начинает изменяться. <span> Мы запоминаем имена великих
полководцев, а вот имя капитана, поджегшего Шенграбен, вряд ли кто
вспомнит. Сколько тушиных, тимохиных лежит на полях битвы. Сотни, тысячи
неизвестных героев покоятся на этих полях. История не называет их
имена. Не во имя крестов, чинов, славы сражались и умирали русские
солдаты, в минуты подвига меньше всего думали они о славе. В своем
романе-эпопее Толстой доказал, что народ совершил подвиг, что народ -
герой. </span>
Рассказ Бориса Степановича Житкова "Про обезьянку" входит в цикл "Рассказы о животных". Повествование в рассказе ведется от первого лица, то есть автор рассказывает как бы о себе.
Начинается все с того, что, когда ему было двенадцать лет, товарищ подарил ему обезьянку по имени Яшка. Обезьянка, как описывает автор, "...оказалась маленькая. Если на лапки встанет, то не больше полуаршина. Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. Шерсть на ней рыжая, а лапки черные. Как будто человечьи руки в перчатках черных. На ней был надет синий жилет." Хвоста у Яшки не было, потому что Яшка был макакой, а они бесхвостые.
Яшка оказался хитрецом, сладкоежкой и ужасным шкодником. С первого появления в доме он причинял много неприятностей: обрывал цветы, бросал кусочки штукатурки на шляпу отцу, заляпал чернилами письменное задание мальчика, испортил прическу гостье. Но мальчик его все равно любил, беспокоился о нем и грел за пазухой в зимние холода.
Когда пришла весна, Яшка стал выходить во двор и шкодить там. После того, как Яшка покатался верхом на псе Каштане, его боялись даже сторожевые собаки. Яшку все-таки любили, хоть и ругались из-за его проказ. О нем заботились, лечили, когда он объелся изюма.
Однако осенью мальчику велели найти "этому сатане" нового хозяина. Мальчик отдал Яшку своему товарищу, и первое время все немного скучали по обезьянке, хотя и не признавались в этом.
В любом произведении пишут о дорогах."Капитанская дочка" не стала исключением. Вторая глава сразу начинается с дорожных размышлений Петра Гринева,едущего с Савельичем- холопом господ Гриневых,к месту назначения Петра-<span> в Белогорскую крепость</span><span> ..По дороге они говорят о карточной игре,где Гринев проиграл сто рублей,что подумают родители Гринева,когда узнают,что </span>"дитя пьет и играет." Чтобы успокоить Савельича,Гринев обещает, "впредь без его согласия не располагать ни одною копейкою..." Вокруг них,на протяжении дороги "простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами".Везде лежал снег.Сначала было тихо,но подул ветер,это предвещало буран...И он начался.,да такой сильный,что лошади встали. Неизвестно,куда заехали,дороги нет.."Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая".После увидели мужика,который всех успокоил ,почувствовав запах дыма,показал дорогу,куда ехать,значит там люди..Гринев тоже почуял ,"<span> дымом пахнуло; знать, деревня близко". Приехали на постоялый двор,где познакомились с "вожатым",как после узнали-это был Емельян Пугачев</span><span> ,да и постоялый двор "походил на разбойническую пристань".,но из-за бурана о продолжении пути нечего было и думать.В благодарность,вожатому Петр дарит заячью шубу....</span>.Далее был приезд в Оренбург, отъезд из него. Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика.<span>.Был приезд в крепость...Опять -в Оренбург...И снова в крепость,теперь уже с Пугачевым,чтобы </span> "избавить сироту, которую там обижают." "Кто из моих людей смеет обижать сироту?-закричал Пугачев....По дороге Гринев узнает от Пугачева,как тот любит свободу. В крепости Пугачев освободил Марью Ивановну со словами: "Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь"...и передал Марью Ивановну Гриневу со словами :"<span> Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!"</span><span> .</span>Уезжая из крепости,Пугачев простился,а Гриневу хотелось "<span> вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время".И опять Гринев со спутниками уезжает из крепости.... В повести "Капитанская дочка еще много поездок,так что тема дорог проходит по всей повести...</span>
Образ Левши из рассказа «Левша» представлен как образ любого русского юродивого: «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны»; «в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван».