Римская империя была у римлян
Все науки объединялись в философию( богословие, математика, природоведение, этика, политика, правоведение , грамматика., риторика, логика, астрономия, музыка
наибольший расцвет - история
Северный Казахстан отличается довольно суровым резко континентальным климатом с жарким летом и морозной зимой. Значительную его часть занимают равнинные степи, хотя в центре выделяется более холмистый регион, покрытый сосновыми лесами. Речная сеть развита лучше, чем на юге страны, но и она в целом не отличается многоводностью, много бессточных озёр. Крупнейшие реки — Иртыш, Ишим и Тобол, на юге его ограничивает Казахский мелкосопочник. Долгое время регион оставался слабонаселённым и отставал в хозяйственно-экономическом плане. Во времена советской власти началось планомерное освоение целины, а вместе с ним и заселение региона. Здесь получили развитие зерновое хозяйство, добыча железной руды и каменного угля, машиностроение, производство нефтепродуктов и ферросплавов, а также энергетика
В языковом плане Северный Казахстан — самый русский регион страны. В регионе представлено два основных этноса - казахи и русские.
Северный Казахстан явлается местом происхождения и проживания казахов Среднего жуза. Многие видные казахские деятели культуры и науки являлись уроженцами северного Казахстана (Чокан Валиханов, Ыбрай Алтынсарин и др.). Наряду с Восточным Казахстаном, Северный Казахстан пострадал сильнее всех от голода 1932 -33 гг. Доля казахов в регионе сократилась более чем в два раза (52,3%), сделав их вторым по численности этносом в регионе. Доля казахов оставалась довольно низкой до 1990-х, когда их численность стала возрастать за счет внутренней миграции и репатриации оралманов.
аргиппеи жили у подножья Уральских гор.
аргиппеи, сарматы, савроматы - это названия одного народа. В 1 тысячелетии до н. э. жители Северного Казахстана перешли от земледелия и оседлости к кочевому образу жизни. Находимые здесь предметы искусства относятся к «звериному стилю». Культура племен Северного Казахстана имеет много общего с культурой сакских племен юга Казахстана На формирование сакской культуры в междуречье Иртыша и Урала сильное влияние оказала тасмолинская культура Памятники раннего железа в Северном Казахстане составляют улыбай-тасмолинскую культуру. Хорошо исследованы курганы Бирлик, Алыпкаш, Покровка. Бектениз. три поселение Карлыга, Борки и Кеноткел. На правом берегу Есиля обнаружено укрепление-городище раннежелезного века -Актау. В раннем железном веке в Казахстане получило развитие искусство плавки иобработки цветных металлов. Металлические изделия вывозились в Восточную Европу и на Кавказ. Они относятся ко III-I вв. до н. э. Казахстан на 2-3 века раньше своих соседей стал центром древней металлургии. Северный Казахстан стал связующим регионом между металлургическими центрами Казахстана и Сибири с Восточной Европой.
В основе экономики Центрального Казахстана традиционно лежат: чёрная и цветная металлургия, машиностроение, животноводство. Ландшафты региона на севере представляет сухой Казахский мелкосопочник, на юге — степи и полупустыни, упирающиеся в северный берег озера Балхаш. Речная сеть бедна и маловодна. В населении региона представлено два основных этноса — казахи и русские, заметно присутствие некоторых других народов (украинцы, корейцы).
<span> На северо-западе Сарыарки жили аргиппеи, в центре - исседоны, на востоке - аримаспы. Памятники раннего железного века Центрального Казахстана представлены курганными могильниками. Для этого региона характерны так называемые курганы с «усами». Они играли роль маяка в степи и определяют стороны света. Памятники раннего железного века Сарыарки относятся к тасмолинской культуре, имеются два захоронения: в большом кургане хоронили человека, в малом - лошадь. В восточном направлении отходят 2 ответвления из камней - «усов» -наиболее часто встречающимися памятниками эпохи раннего железа в Центральном Казахстане.</span>
Вобраз князя Вітаўта не мог не адбіцца і ў народнай памяці. Апошнім часам у друку з’явіліся публікацыі, якія закраналі тэму народнай памяці пра Вітаўта: у артыкулах «Беларусы ведалі сваіх герояў»[1]<span> Э. Зайкоўскага і «Образ князя Витовта в народной культуре белорусов»</span>[2]Ю. Гурскай.
Жыццё Вітаўта ў чымсьці нагадвае жыццёвы шлях полацкага князя Усяслава Брачыславіча (блізу 1029 — 1101 гг.) Абодва князі дамагліся найбольшага ўздыму для сваёй дзяржавы, уладарылі доўгі час, абодвух лёс вымушаў уцякаць з айчыны, пакідаць пасад, а потым зноў узносіў на вяршыню славы. Адзін з іх нарадзіўся ад «валхвавання», а другі быў сынам вайдэлоткі Біруты. Усяслаў і Вітаўт ёсць самымі вядомымі гаспадарамі ў гісторыі Беларусі. Абодва пакінулі след у літаратурнай спадчыне: Усяслаў — у «Слове пра паход Ігаравы»; Вітаўт — у «Пахвале Вітаўту», «Песні пра зубра» М. Гусоўскага, «Прускай вайне» Я. Вісліцкага. Народная памяць таксама захавала вобразы князёў: лічыцца, што Усяслаў быў апісаны ў быліне пра Вольха Усяславіча. А Вітаўт? Пра Вітаўта захаваліся легенды і паданні, і, як трапна заўважыў Э. Зайкоўскі, па колькасці прысвечаных Вітаўту тапонімаў ён бясспрэчна стаіць на першым месце сярод асобаў беларускай гісторыі[3]. У паданнях вялікі князь літоўскі вядомы пад імёнамі Вітаўт, Віт, Віток, Вітыўт, Вітоўт, Вытыў, Вітольд, Вітулт, Вітэлт. Дык як жа ўспрымала насельніцтва князя Вітаўта, які след ён пакінуў у памяці народу? На гэтыя пытанні мы і паспрабуем адказаць у нашым артыкуле.
Дарий I (492 - 490гг. до н.э.) и его сын Ксеркс (480 - 479гг. до н.э.)