Вспомним бытовые русские сказки о ловком, смекалистом солдате. А. Т. Твардовский подсказывает нам мысль о преемственности поколений: старик, воевавший в Первую мировую войну, преображается! Он не боится разрывов, продолжает свою работу, успокаивая старуху. Солдат Второй мировой — Василий Тёркин — достоин быть его преемником: он мастер на все руки, человек широкой души, любит хорошую, задушевную шутку. Дед с гордостью повторяет: «Вот что значит мы, солдаты!» — и в полушутливом-полусерьёзном разговоре- испытании (фольклорная традиция) утверждается в главной мысли: Ты — солдат, хотя и млад, А солдат солдату — брат. Некоторые строки этой главы звучат как поговорки, пословицы: Поищи-ка, дед, разводку, Мы ей сделаем развод. Эх, яичница! Закуски Нет полезней и прочней. Это доктор на дорожку <span>Для здоровья выдал мне.</span>
Теркин изображен в этой главе еще до оккупации деревни, где он встретил старого солдата и его жену в достаточно еще по тем временам благополучной крестьянской избе. Это был уже опытный боец, бравый русский парень, остроумный, не теряющийся ни перед какими обстоятельствами, мастеровой, знающий и крестьянскую жизнь, и законы солдатской жизни. Он быстро наладил деду пилу, починил часы, за которые бы не взялся часовщик-профессионал. Зная хорошо быт деревни, Теркин уверен, что у старухи припасено сало: «Не был немец — значит есть!» Очень интересны наблюдения поэта, как ест Теркин: «Ел он много, но не жадно, Отдавал закуске честь…» Это черта трудового русского человека, умеющего и работать и ценить хлеб. Он уверен в победе .
Посадил мальчик Вася дубок. Молодо было деревце то Зелено, Но росло хорошо. И теперь, как красиво оно, Высоко, Его видно сейчас далеко Корни дуба уже глубоко. И, посмотрев, на Васи работу, Сразу душе весело.