1)Скале, служащей памятнику постаментом, придана форма волны - как напоминание о стремлении Петра превратить Россию в морскую державу. Одновременно скала служит символом трудностей, преодалённых царём-реформатором, а змея под копытами коня символизирует противников петровских преобразований.
2)На одной стороне постамента сделана надпись "ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая, лета 1782", а на другой то же самое на латыни - "PETRO primo CATHARINA secunda, MDCCLXXXII" (M - 1000, D - 500, C - 100, L - 50, X - 10, I - 1). Эта надпись подчёркивает главный замысел Екатерины II - провести в общественном сознании параллель между деяниями Петра Великого и её собственными. Одежда Петра подчёркнуто простая и неброская, а седло заменено звериной шкурой - это подчёркивает главенство заслуг Петра перед страной не как полководца и завоевателя (о чём напоминают только лавровый венок на голове и меч на поясе), а как законодателя и созидателя, победителя варварства и невежества!.
Впервые халдеи упоминаются в 878 году до н. э. в анналах ассирийского царя Ашшурназирпала II. Они жили на берегу Персидского залива, в районе болот и озёр вдоль нижнего течения Тигра и Евфрата. Известны шесть халдейских племён (бит). В IX в. до н. э. халдеи прочно заняли южную часть Вавилонии и постепенно продвигались на север, одновременно воспринимая древнюю аккадскую / вавилонскую культуру и религию. Все халдейские племена вели полукочевой образ жизни и занимались скотоводством (Иов. 1:17), рыболовством, а также земледелием. Они жили родами, под управлением своих вождей, известных из клинописных источников:
Бит-Якин (пограничное с Эламом племя),Бит-Дакури (самое крупное племя),Бит-Амукани,Бит-Адини,Бит-Шилини и Бит-Ша’алли[3],
которые стремились сохранить независимость как друг от друга, так и от ассирийцев, пытавшихся овладеть Южной Вавилонией, которую касситы называли Кардуниаш («страна Карду», то есть халдеев), а ассирийцы — страна Kaldu.
Ассирийский царь Салманасар III в 851 году до н. э. принудил халдейских князей Бит-Дакури, Бит-Амукани и Бит-Якин к выплате дани. Вели с ними войны цари Ассирии Шамши-Адад V и Адад-нирари III 803 до н. э., 796 до н. э. и 785 до н. э., принудив всех халдейских князей Приморья к выплате дани.
В 744 до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар III (745 до н. э. — 727 до н. э.) вторгся в Вавилонию и нанёс поражение союзным ей халдейским племенам на территории от Сиппара до болот Персидского залива, принял титул «царь Шумера и Аккада». Вавилонии пришлось признать над собой власть Ассирии. Жреческие круги, чиновники и купцы вавилонских городов постепенно превратились в прочную опору ассирийского господства, а инициатива в борьбе за независимость страны перешла к халдеям и низам городского населения[4]. В 732 до н. э. прекращение вавилонской династии послужило сигналом к борьбе между Ассирией, халдеями и Эламом за вавилонское наследство.
Усложнение городской жизни предъвляло новые требования к науке и образованию.
Были открыты артиллерийская, навигацкая, инженерная, медицинская, математическая школы. Появились первые учебники. Основаны РАН(1725), Сухопутный шляхетский корпус (1732), Институт благородных девиц ( 1764) и др.
Ученые этого времени: Ломоносов, Татищев, Карамзин, Лобачевский, Петров, Зинин
Издаются журналы Новикова "Трутень", "Живописец" и др.
Появляются культурные направления в литературе: Барокко( конец 17-середина 18) - Симеон Полоцкий; Начало Классицизма, сентиментализма, реализма.
Формируется национальная композиторкая школа: Бортняковский, Березовский, Глинка, Алябьев
Художники: Аргунов, Рокотов, Левицкий, Брюллов, Венецианов и др
Писатели: Радищев, Карамзин, Жуковский , Сумароков и др.
Открыт первый профессиональный театр в России в 1750 году
Нет потому капитализм это заводской труд в основном