Существует загадка, до сих пор никем не разгаданная, которая и сейчас не дает покоя многим: «Как же так, росли дети в одной семье, воспитывались одинаково - один на радость, второй на горе и позор?»
Именно так произошло в семье полковника Тараса Бульбы. Выросли ребята сильные и здоровые, наученные, как тогда водилось. В Сечь поехали, там себя показали как хорошие казаки. А прожили недолгий свой век и погибли, как неродные…
Но тема произведения требует рассказать о похожести братьев, а не об их отличиях. Начнем с того, что они похожи на своего отца. В своих сильных сыновьях он узнает самого себя - такого, каким был когда-то. Нет, они отца не осрамят. Они Днепр переплывают, всадники опытные, стрельцы из лучших, на саблях биться умеют. Все как Тарас, когда сам впервые в Сечь пришел.
Хорошие казаки, у отца. Сказано же: яблочко от яблони далеко не падает. На войне тоже не осрамили старого полковника. Старший, Остап, проявил талант полководца, рассудительность атамана. Вот уже с отцом полковником наравне: шалашный атаман в Сечи то же самое, что полковник на Гетманщине. Младший - тоже хороший воин. Любит «волшебную музыку» боя и отважен до исступления. Весь в отца, который на войне ищет не выгоды, а славы. Оба сына смерти не боятся, не из пугливых. В стычке всегда врага побеждают, хотя по-разному достигают этого.
Теперь необходимо указать, что похожи они на отца во всем. Остап не видел в науках смысла, поэтому и не учился в академии. «Все это невесть что!» - это же Тараса слова. А так, слава Богу, ума не набирать взаймы, всему научились. И отец все знает, только притворяется, старый черт. Похожесть на отца в Андрее проявилась в истории с панночкой. Отец дома посуду бил, опьяневший от воспоминаний и водки, а младший присягой пренебрегает, опьяневший от любви. Все они и смерть встречают одинаково, вспоминая самое дорогое.
Жизнь в Запорожской Сечи увлекла Андрея, он со всей пылкостью юноши бросился в это «разгульное море» и забыл про родительский дом и панночку. Андрей был храбрым казаком, в бою он не знал страха, крушил всех и все, что попадалось под его саблю. Но младшему Бульбе было все равно с кем биться. Его зачаровывала сама музыка боя, он весь отдавался ей. Когда же под покровом ночи к запорожцам пробралась татарка, служанка красавицы-панночки, и передала просьбу молодой полячки помочь ее матери, «все прошлое, все, что было закрыто, заглушено настоящей суровой боевой жизнью, - все всплыло вместе на поверхность, потопив, в свою очередь, настоящее». Андрея снова взяли в плен его чувства. От самой мысли, что увидит ее снова, у казака сильнее билось сердце и «дрожали молодые колени». А когда оказался рядом с панночкой и «полный внеземных чувств, Андрей поцеловал эти душистые уста», ощутил то, «что один только раз в жизни дается ощутить человеку».
Комедия “Горе от ума” дает общую картину всей русской жизни 10—20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время не только в Москве, но и по всей России, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины.
Фамусовскому обществу, твердо хранившему традиции “века минувшего”, противопоставлен в комедии Александр Андреевич Чацкий. Это передовой человек “века нынешнего”, точнее, того времени, когда, после Отечественной войны 1812 года, обострившей самосознание всех слоев общества России того времени, стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, политические общества. Чацкий в литературе 20-х годов XIX века — это типичный образ “нового” человека, положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души.
Столкновение Чацкого — человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею — с фамусовским обществом было неизбежным. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого — крушением его надежд на личное счастье. Его выпады против существующих устоев общества становятся все более резкими.
Если Фамусов — защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках и крепостном праве. В монологе “А судьи кто? ” он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества. Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского века, века “покорности и страха”, века “лести и спеси”.
Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и “охотник поподличать”, а независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности.
<span> Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить делу, а не лакействовать перед начальством. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, — говорит он. Он защищает право служить просвещению, науке, литературе, но это трудно в условиях самодержавно-крепостнического строя:</span>
Символ
Що таке символ? «Великий тлумачний словник сучасної української мови»
(К., 2001. — С. 1121) подає чотири значення цього слова, оскільки
символи є різні: наукові, релігійні, мистецькі. Повість Михайла
Стельмаха «Гуси-лебеді летять» — художній твір, тому й з'ясуємо, що таке
символ у літературі.
Символ (з грец.
— знак, прикмета) — це умовне позначення якогось предмета, поняття,
явища, процесу; художній образ, який відтворює певну думку, ідею,
почуття. Наприклад калина — символ вогню, сонця; безперервності життя,
роду українців.
Символом може бути й людина. Скажімо, Тарас Шевченко —
символ України; цілого народу, його плоті та крові; голосу України;
істинно народного поета; перемоги українського народу над фізичним і
духовним кріпацтвом; нездоланності України; невмирущої слави. Символ має
як загальнолюдський, так і національний характер.
Символічною є й
назва автобіографічної повісті Михайла Стельмаха. Лебеді, які щороку
відлітають на зиму в теплі краї, а потім повертаються, символізують плин
життя — пройшов ще один рік. Вони також означають щасливе дитинство,
чистоту, відродження. Пригадай, як у першому розділі дід розповідає про
цих благородних птахів: «От і принесли нам лебеді на крилах життя...
Тепер, внучку, геть-чисто все почне оживати: скресне крига на ріках та
озерах, розмерзнеться сік у деревах, прокинеться грім у хмарах, а сонце
своїми ключами відімкне землю». Ця повість має багато й інших символів,
які є однією з могутніх підвалин національної культури. Це і барвінок, і
Богородиця, і земля, і чоботи тощо. Спробуй їх розгадати, а їхнє повне
тлумачення ти можеш знайти в «Словнику символів» (за загальною редакцією
О. Потапенка й М. Дмитренка).
Главную мысль сказки "Кладовая солнца" Пришвина можно высказать пословицей: друг за друга держись - от беды воротись. Держаться вместе, уметь договариваться и не бросать товарища одного, несмотря на разногласия, быть находчивым и не опускать руки - только так можно победить обстоятельства и выстоять в сложных ситуациях.