<span>Герасим надеялся, что о Муму забудут и он опять сможет заботиться о своей питомице. Именно на этом этапе пора задуматься о том, как мы поведем читателей к решению вопроса: почему Герасим подчинился барыне? Что заставило Герасима принять решение? Попробуйте догадаться, как мог рассуждать Герасим. В какой момент принял Герасим свое решение? Обратимся к эпизоду, который часто проходит мимо внимания нас: «Герасим неподвижно стоял на пороге. Толпа собралась у подножия лестницы. Герасим глядел на всех этих людишек в немецких кафтанах сверху, слегка оперши руки в бока; в своей красной крестьянской рубашке он казался каким-то великаном перед ними». Эти «людишки» — вся челядь барыни! — «кубарем скатилась с лестницы», как только Герасим распахнул дверь. Контраст между героем и его окружением в этой сцене подчеркнут автором. Читатели видят, что Герасим понял: барыня приказала отнять у него и уничтожить Муму. Он обязан подчиниться ее приказу — выбора нет. Но он мог спасти Муму от ненужных мучений.</span>Внимательно наблюдаем за поведением героя. Предлагаем попутно ученикам вопросы: почему он зашел с Муму в трактир и накормил собаку? Почему так долго греб против течения? Почему автор в эпизоде «Герасим бросает в воду Муму» вспоминает о его немоте? Вопросы заставляют нас задуматься над теми деталями, которые обычно бывают упущены при самостоятельном чтении. Все еще раз убеждаются в том, как бесконечно несчастен Герасим.<span>Наблюдения и ответы нас нуждаются и в дополнениях, и в уточнениях, так как десятилетние читатели толкуют эти детали своеобразно: например, утверждают, что праздничный кафтан был на Герасиме потому, что в трактир нужно ходить в наряднойодежде; долго греб потому, что старался уехать подальше от барыни…</span>До какого же момента Герасим полностью подчинен воле барыни? Когда Герасим, зажмурившись, бросил Муму в воду, он не смел воспротивиться барской прихоти. Но мы ведь знаем, что он самовольно и радостно ушел в деревню.<span>Когда он задумал так поступить? Где тот момент, когда Герасим решился на открытый протест? Читатель подведет нас к выводу, что протест родился в душе немого лишь после того, как погибла Муму. Чтобы облегчить поиски верного ответа, рекомендуем им прочитать рассказ Степана о том, как покинул Герасим барский дом, и авторскоеописание того, как Герасим шел в родную деревню.</span><span>После этого целесообразно предложить детям ответить на такие вопросы: что увидел Степан? Как описана дорога Герасима к родному дому? Интересны наблюдения читателей, когда они готовят чтение отрывка о возвращении Герасима на родину. Они анализируют чувства героя, отмечают бодрость и душевный подъем Герасима. Однако Читатели самостоятельно не углубляются в вопрос: почему так изменился Герасим? Читатель поможет им осмыслить процесс перерождения Герасима. В плане оказания такой помощи учащимся можно предложить подготовить ответы на такие вопросы: почему Герасим испытывает чувство бодрости? Почему он ликует после гибели Муму? Осуждаете ли вы его за это? (Взрослый читатель понимает, что Герасим из подневольного становится человеком, что смерть Муму явилась тем душевным потрясением, которое изменило его привычные взгляды и вызвало бунт против барыни. Однако и Читатели понимают, что «Герасим больше не мог терпеть».)</span><span>Центральное место, на котором вновь звучат самые трагические страницы повести,— описание пути Герасима домой, на родину. Именно тут, увидев его победителем, следует начать разговор о том, каким все представляют себе Герасима, и вернуться к тому перечню сравнений, который начат автором в первой главе. Едва ли Читатели смогут уяснить в тонкостях суть произошедшего с героем изменения, но все же память их зафиксирует многое.</span>В первой главе все находят такие сравнения: «Он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле»; «…скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы…»; «…он сам смахивал на степенного гусака…»; «…целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь…». А из седьмой главы они выбирают сравнение: «…как лев выступал сильно и бодро…» Читатели знают, что слово «как» связывает сопоставляемые явления. Они отмечают, что Герасим сравнивается «с деревом», «с быком», «с пойманным зверем», «со львом».Читатели понимают, что сравнивается не внешний облик, а действия героя. При этом важно, чтобы они отметили, как близок Герасим миру природы. Взрослым читателям ясно, что приведенные сравнения фиксируют и процесс изменения героя: «пойманный зверь» и «лев». Эти сравнения очень контрастны. Все интуитивно ощущают такую разницу. Читатель поможет осмыслить им, что сначала Герасим вел себя как зверь в неволе, а в конце — как лев.
Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность. Гипербола и литота могут также использоваться как средство создания комических образов.
В повести обычный московский детский доктор попадает в круговорот событий из-за непродуманного подмазывания сковороды историческим документом, в котором говорилось о пропавшей картине. В начале книги дается определение слову изыскатель, которое и определяет жанр произведения «Сорок изыскателей». Решая, куда отправиться в отпуск, доктор и получает свое первое изыскательское поручение – поиск картины. Дают ему задания и жена с сыном. Первая поручает сбор грибов и ягод, а сын - сбор окаменелостей в карьерах и оврагах. Доктор, мечтавший всю жизнь изобрести какое-нибудь чудодейственное лекарство, понял, что выполнив все поручения, он станет настоящим изыскателем
Музыка - она звучит повсюду: в театре,в концертном зале,в школе,по радио, по телевидению. Любой праздник сопровождает музыка. Музыка верный друг ладей,она может поднять настроение, заставить думать,мечтать, чувствовать.
Или
Музыка -это наша душа. Она помогает нам прийти в себя, расслабиться. Нередко, послушав хорошую музыку, мы можем решить какую-то проблему. Красивые мелодии задевают струнки нашей души и влияют на наше восприятие мира, на наше настроение. Благодаря музыке в нас развивается чувство прекрасного.
Музыка сближает людей. В походах, у жаркого костра, под гитару поются песни. Все впитывают в себя звуки гитары и своих голосов, ощущают, что находятся среди друзей. И не важно, что, возможно, со многими они встретились впервые. И всё это благодаря музыке.
Я не могу представить свою жизнь без музыки. Она помогает нам жить, а не просто существовать.
1)Отличает чудковатость, как отмечает сам автор <span>2) Шукшин передает нюансы душевного состояния героя: радость от находки и от сознания того, что никто, кроме него, не видит бумажку.</span>