Появление гениального романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон» равно чуду. Этот роман поистине стал шедевром XX века благодаря мощному таланту писателя. «Тихий Дон» – народная эпопея, в которой М. Шолохов совершенно по-новому, опираясь на строго выверенный материал истории, воспроизвел истинную картину донской жизни, ее эволюцию. Действительность России предоставила в распоряжение автора конфликты, которых еще не знало человечество. Старый мир до основания разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это и обусловило качественно новое решение таких «вечных» вопросов, как человек и история, война и мир, личность и массы. «Тихий Дон» называют трагедией-эпопеей. И не только потому, что в центре поставлен трагедийный характер – Григорий Мелехов, но и потому, что роман от начала до конца пронизывают трагические мотивы. Это трагедия и тех, кто не осознал смысла революции и выступил против нее, и тех, кто поддался обману. Это трагедия многих казаков, втянутых в Вешенское восстание в 1919 году, трагедия защитников революции, гибнущих за народное дело. Народ, его прошлое, настоящее и будущее, его счастье – вот основная тема раздумий писателя.
«Мелеховский двор – на самом краю хутора», – так начинается роман-эпопея, и на протяжении всего повествования Шолохов будет рассказывать нам об обитателях этого двора. Через двор Мелехова проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но родной дом навсегда остается тем местом, где живут близкие люди, всегда готовые принять и обогреть. Жизнь обитателей дома появляется со страниц эпопеи в переплетении противоречий и борьбы. Можно сказать, на перекрестке больших исторических событий, кровавых столкновений оказалась вся семья Мелехова. Революция и гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейно-бытовой уклад Мелехова: разрушаются обычные родственные связи, рождаются новые мораль и нравственность. Автору «Тихого Дона», как никому другому, удалось раскрыть внутренний мир человека из народа, воссоздать русский национальный характер эпохи революционного разлома. Прежде всего, мы знакомимся с главой семьи – Пантелеем Прокофьевичем. «На склоне лет, Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным. Был сухой в кости, хромал (в молодости на императорском смотре на скачках сломал ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, к старости не полиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства». Пантелей Прокофьевич стоит на страже старых казачьих устоев, показывая тем самым черты крутого характера.
Женщины в романе совершенно разные, но их объединяет возвышенная нравственная красота. Наполненный обаянием в романе образ старой Ильиничны, олицетворяет тяжелую судьбу женщины-казачки, ее высокие моральные качества. Жена Пантелея Мелехова – Василиса Ильинична – коренная казачка Верхне-Донского края. Жизнь с мужем была несладкой, порой, разозлившись, он сильно избивал ее, она рано постарела, растолстела, страдала болезнями, однако оставалась заботливой, энергичной хозяйкой. Покоряет читателя образ Натальи, женщины высокой нравственной чистоты и чувства – ее глаза лучились сияющей трепетной теплотой. Сильная характером, Наталья долго мирилась с положением нелюбимой жены и еще надеялась на лучшую судьбу. Но она может решительно постоять за себя и своих детей, властно заявить о своем праве на яркую жизнь. Она проклинает и любит Григория бесконечно. С невиданной глубиной в последние дни ее жизни раскрываются сила духа и моральная чистота этой героини. К ней пришло ее счастье. Семья восстановлена, благодаря Наталье в ней воцарились согласие и любовь. Она родила двойню: сына и дочь. Наталья оказалась столь же любящей, преданной и заботливой матерью, какой была и женой. Эта прекрасная женщина – воплощение драматической судьбы сильной, красивой, беззаветно любящей натуры, может пожертвовать всем, даже жизнью, во имя высокого чувства. Любовь Ксении к Григорию на страницах романа граничит с подвигом. И хотя перед нами простая полуграмотная казачка, нельзя забыть, как прекрасен внутренний мир этой женщины с непростой судьбой.Герои эпопеи Шолохова вошли в нашу жизнь как реальные люди, которые живут с нами и среди нас. К сожалению, семья Мелехова все же распалась, но ее члены смогли создать очаг, где всегда будет теплиться огонек любви, тепла и взаимопонимания, который не погаснет никогда. Человек для Шолохова – самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, – это, прежде всего, его семья, дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется.
Можно начать сочинение с определения "что такое духовные ценности? И как они влияют на нашу жизнь" Просто убить определение духовных ценностей, а влияние подумать самому уже. Дальше, показать кто именно из героев показывает пример человека с высокими духовными ценностями.(Петр Гринёв, Миронов и сам отец Гринева) И можно сделать пример человека, который утратил это определение (Алексей Швабрин) На этом можно вывести достаточно слов, если писать именно про поступки героев. В конце, сказать что-то наподобие, "я считаю, что духовные ценности очень важны и нужны каждому человеку, ведь потеряв, это качество, человек уже никогда не сможет заслужить его обратно....." "налить воды" то есть. И ещё раз подтвердить, как бы от себя определение, которое давали выше.
<span>Сильная повесть о трагической судьбе офицеров царской России вызывает бурю эмоций и заставляет присмотреться к мирку, в котором живешь. Перед читателем разворачивается бесконечная череда армейских будней, пожирающих скукой и рутиной души героев. Солдаты, забитые, не видящие смысла в своих действиях люди, подобны роботам, выполняющим заложенную в них программу. Офицеры, словно отбывающие повинность, от тоски и безысходности опускаются, кто-то находит отдушину в беспричинном рукоприкладстве, кто-то пьет, кто-то ныряет с головой в разврат, кто-то играет до последней копейки,.. Потуги захолустного гарнизонного общества в попытке создать подобие светской жизни образуют лишь уродливый мираж таковой. И характеристика, которую автор дает обитателям «высшего общества» загнивающего гарнизона, легко переносятся на все сферы армейского быта: жалкая бедность, усилия, ухищрения, сплетни, взаимная ненависть, бессильная провинциальная игра в светскость и, наконец, скучные, пошлые связи... И на фоне серого, унылого течения жизни мы наблюдаем рождение любви, посягнувшей на безопасность и равновесие привычного уставного уклада, оказавшейся сильнее правил и победившей врожденную робость и вечную растерянность героя-мечтателя с романтическим мировоззрением. Но чудовище-одиночество не готово выпустить из когтей добычу. Все предопределено, и если предательство и ложь стали частью обыденности, если «расчеловечивание» в обществе поставлено на поток, если герой лишь размышляет, при этом практически ничего не предпринимая, то ему никогда не сломать систему, у него нет ни малейшего шанса вырваться из топи, он не сможет выиграть поединок с собой и закоснелым обществом... </span> Подробнее на livelib.ru: <span>https://www.livelib.ru/book/1000721395/reviews-poedinok-aleksandr-ivanovich-kuprin</span>
В повести "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова,Печорин показан <span>образованным человеком с нестандартным мышлением.Из-за его неординарности люди не любят его,считают его странным. Не любят его и за его жестокость.С самым близким другом М.Максимычем он холоден,будто видит его впервые. Он эгоистичен.Он похитил девушку,которая ему приглянулась.По его вине она и погибла,</span><span>Грушницкий пал от его же руки.</span><span> На мой взгляд,Печорин не может не иметь хорошие качества.Печорин наблюдателен,умён,хитёр. Эти хорошие качества не заметны,Печорин отталкивает от себя других людей.Отталкивает читателей. Печорина нельзя обвинять.Он лишь ищет себя.В наше время есть точно такие же люди.</span>