Начало дружбы С того вечера между Николенькой и Дмитрием Нехлюдовым устанавливаются странные, но очень приятные для них обоих отношения. При посторонних студент не обращает на молодого человека почти никакого внимания; но как только они остаются наедине, они начинают рассуждать, забывая все и не замечая, как летит время. Они толкуют о будущей жизни, об искусстве, о службе, о женитьбе, о воспитании детей. Ни одному, ни другому в голову не приходит, что все, что они говорят, «ужаснеишии вздор». Как-то раз, во время масленицы, Нехлюдов так занят разными удовольствиями, что хотя несколько раз на день заезжал к Володе, но ни разу не нашел времени поговорить с Николенькой. Молодого человека это глубоко оскорбило. Снова Нехлюдов показался Николеньке гордым и неприятным человеком. Но Нехлюдов заходит к нему, и так просто и искренне признается, что соскучился по Николеньке и по общению с ним, что досада моментально улетучивается, и Дмитрий снова становится в глазах друга «тем же добрым и милым человеком». Нехлюдов признается: «Отчего я вас люблю больше, чем людей, с которыми больше знаком и с которыми у меня больше общего? Я сейчас решил это. У вас есть удивительное, редкое качество — откровенность». Николенька соглашается с Нехлюдовым — ведь самые важные, интересные мысли именно те, которые они ни за что не скажут вслух. По предложению Нехлюдова, друзья клянутся всегда признаваться во всем друг другу. «Мы будем знать друг друга, и нам не будет совестно; а для того чтобы не бояться посторонних, дадим себе слово никогда ни с кем и ничего не говорить друг о друге… Во всякой привязанности есть две стороны: одна любит, другая позволяет любить себя, одна целует, другая подставляет щеку… Мы любили ровно, потому что взаимно знали и ценили друг друга, но это не мешало ему оказывать влияние на меня, а мне подчиняться ему… Я невольно усвоил и его направление, сущность которого составляло восторженное обожание идеала добродетели и убеждение в назначении человека постоянно совершенствоваться. Тогда исправить все человечество, уничтожить все пороки и несчастия людские казалось удобоисполнимою вещью, — очень легко и просто казалось исправить самого себя, усвоить все добродетели и быть счастливым… А впрочем, бог один знает, точно ли смешны были эти благородные мечты юности, и кто виноват в том, что они не осуществились?..
1. Моя мама / мама Толстого
2.Дети . Особенность старшего брата.
3.Тайна. Моя любимая игра / Любимая игра Толстого.
4.Спрятанная тайна.
5.Идеал муравейник братьев(т.е. люди если объединятся и решат что зло и лицемерие ( и все плохое) должно пропасть , то все получится , ведь они вместе , они братья , как муравьи)
Самоотверженность любящего отца ,пытающегося спасти своего сына.
(Старый артиллерист,увидев,что акула устремилась к мальчикам, выстрелил из пушки ,страшась попасть и убить собственного сына. Все обошлось. "Когда дым рассеялся,на волнах колыхалось желтое брюхо акулы" Мальчики были спасены.)
"... Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет
с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок
широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
"Мужичок в мешочке", - улыбаясь, называли его между собой учителя в
школе.
"Мужичок в мешочке", как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик
его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх... "
"... Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки,
лохани. У него есть фуганок, ладило* длиной больше чем в два его роста. И
этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает
железными или деревянными обручами.
... добрые люди просят, кому - шайку на умывальник, кому
нужен под капели бочонок, кому - кадушечку солить огурцы или грибы или даже
простую посудинку с зубчиками - домашний цветок посадить.
Сделает, и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем
лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех
собраниях, старается понять общественные заботы и, наверно, что-то смекает... "
"...Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он
непременно зазнался и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного
равенства. Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и
вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало
слушается, стоит и улыбается.. . Тогда "Мужичок в мешочке" начинает злиться и
хорохориться и всегда говорит, задрав нос:
<span> - Вот еще!.. "</span>
В 1851 году Толстой с братом Николаем (к тому времени
офицером-артиллеристом) отправился на Кавказ, чтобы поступить на военную
службу. На Кавказе Л. Н. Толстой написал свою первую повесть “Детство”.
Под названием “История моего детства” повесть была напечатана в журнале
“Современник”.
Повесть писалась более года и четыре раза заново редактировалась автором.
<span>Л. Н. Толстому было 24 года, когда в лучшем, передовом журнале тех лет - «Современнике» - появилась повесть «Детство» . В конце печатного текста читатели увидели лишь ничего не говорившие им тогда инициалы: Л. Н.
</span>
Отправляя свое первое создание редактору журнала, Н. А. Некрасову, Толстой приложил деньги - на случай возвращения рукописи. Отклик редактора, более чем положительный, обрадовал молодого автора «до глупости» . Первая книга Толстого - «Детство» - вместе с последующими двумя повестями, «Отрочеством» и «Юностью» , стала и первым его шедевром. Романы и повести, созданные в пору творческого расцвета, не заслонили собой эту вершину.
«Это талант новый и, кажется, надежный» , -писал о молодом Толстом Н. А. Некрасов Некрасов Н. А.
«Вот, наконец, преемник Гоголя, нисколько на него не похожий, как оно и следовало» , -вторил Некрасову И. С. Тургенев.
Когда появилось «Отрочество» , Тургенев написал, что первое место среди литераторов принадлежит Толстому по праву и ждет его, что скоро «одного только Толстого и будут знать в России» Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем в 28 т. Письма, т. 2, М. , «Голос» , 1961, с. 241, 247, 232..
Внешне незамысловатое повествование о детстве, отрочестве и нравственному облику героя, Николеньки Иртеньева, открыло для всей русской литературы новые горизонты. Ведущий критик тех лет, Г. Чернышевский, рецензируя первые сборники Толстого («Детство и Отрочество» , «Военные рассказы») , определил суть художественных открытий молодого писателя двумя терминами: «диалектика души» и «чистота нравственного чувства» .
источник.