Вспоминается романс "Утро туманное.." в исполнении Бориса Штоколова.
Штоколова относят к классической школе исполнения романсов, называли вторым Шаляпиным, и, конечно, сегодня поклонники его таланта могут сравнить современных исполнителей русского романса с его исполнением, как с эталоном.
Не многие знают, что Штоколов начинал с армейской самодеятельности и его случайно услышал Маршал Жуков, который и помог ему поступить, выучиться в консерватории и стать классическим оперным певцом.
Талант у Бориса Штоколова был от Бога, такая и судьба, его голосом поёт душа, не приукрашенная, нежная и суровая, отчаянная и смиренная, мятущаяся и благородная, обожествляя красоту жизни. Если дослушать романс до конца, можно стать умнее, возвышеннее и спокойнее, увидеть красоту мира внутренним своим взглядом.
В этом наверное и есть, предназначение классического искусства.
Вот на представленном видео нет самого Штоколова, но есть настроение не певца ( в классическом исполнении сам певец устраняется с первого плана, а передаёт своим голосом суть произведения), а русской природы, туманного, философского печального утра, любви, тоски и понимания, которые бывают в жизни у каждого человека.
И, конечно, классическое исполнение романса, с изменением гласных звуков и многими другими особенностями вокального искусства.
Я помню, как учительница по музыкальной литературе рассказывала нам историю любви 35-ти летнего Михаила Глинки, и Екатерины Керн, которая была на 14 лет младше его. Она оказалась дочерью той самой Анны Керн, в которую был влюблён Пушкин. Получилось так, что стихи написаны для матери, а музыку композитор посвятил Екатерине, её дочери. Жаль только, что роман их так несчастливо закончился.
Можно, потому что романсы сосредотачивают и концентрируют в себе темы и яркие образы характерные для композиторов. Потому что в своих произведениях композитор запечатлел дух времени и эпохи. Б. Афанасьев сказал о творчестве Глинки так - "Любуюсь красотой этой пластики: впечатление, будто голос, как рука скульптора, лепит звукоосязаемые формы..."
Как и другие русские композиторы, А. Варламов написал свой романс в русском стиле, используя мелодии русских народных песен. Сюжет романса перекликается с народными песнями о нелегкой женской доле.
Народные мотивы стихотворения плавно и органично сочетаются с музыкой романса, создавая стиль лирической народной песни.
Романс построен как разговор дочери - невесты с матерью. Жалоба о нежелании идти замуж в чужую семью. Первые куплеты от имени девушки рекомендовано исполнять в умеренно скором темпе, а от имени матушки – более медленно, при этом две последние фразы романса пропеть в первоначальном темпе. Все произведение заканчивает аккомпаниатор в более оживленном темпе.
На заключительных словах матери музыка вновь возвращается к мажору, первоначальному темпу подчеркивая, что матери также вспоминаются ее молодые годы и предсвадебные волнения.
Вовсе нет!С чего вы взяли???На моей памяти очень много известных певцов- мужчин исполняли романсы: Фёдор Шаляпин,Иван Козловский,Сергей Лемешев,и это только великие певцы прошлого,а уж современных исполнителей - великое множество,кто исполняет романсы,даже эстрадные певцы считают за честь петь романсы,например прекрасным исполнителем романсов считаю Александра Малинина(романс "Напрасные слова","Гори,гори,моя звезда" и другие).Так что ваш вопрос поставлен некорректно!
Если вы говорите о настоящем белогвардейском романсе, а не о песне из фильма "Дни Турбиных", то я читал, что большевики положили его мелодию в основу песни про "несокрушимую и легендарную" (ту самую, где "Белая гвардия, чёрный барон" и "Красная Армия всех сильней")