Я помню, как учительница по музыкальной литературе рассказывала нам историю любви 35-ти летнего Михаила Глинки, и Екатерины Керн, которая была на 14 лет младше его. Она оказалась дочерью той самой Анны Керн, в которую был влюблён Пушкин. Получилось так, что стихи написаны для матери, а музыку композитор посвятил Екатерине, её дочери. Жаль только, что роман их так несчастливо закончился.
Можно, потому что романсы сосредотачивают и концентрируют в себе темы и яркие образы характерные для композиторов. Потому что в своих произведениях композитор запечатлел дух времени и эпохи. Б. Афанасьев сказал о творчестве Глинки так - "Любуюсь красотой этой пластики: впечатление, будто голос, как рука скульптора, лепит звукоосязаемые формы..."
Валентина Пономарева спела все женские партии за актрису Ларису Гузееву в фильме "Жестокий романс", в том числе и романс "А напоследок я скажу". (А. Петров - Б. Ахмадулина).
Если вы говорите о настоящем белогвардейском романсе, а не о песне из фильма "Дни Турбиных", то я читал, что большевики положили его мелодию в основу песни про "несокрушимую и легендарную" (ту самую, где "Белая гвардия, чёрный барон" и "Красная Армия всех сильней")