Жаппас Каламбаев родился в 1909 году в колхозе "Талап" Сузакского района Шымкентской области. С детства игру на инструменте он осваивал самостоятельно. Кюи Ыхласа Жаппас перенял от его ученика известного домбриста Сугура. Именно Жаппас вернул произведения классика кобызовой музыки из домбровых версий вновь кыл-кобызу. Ж.Каламбаев – участник 1-го Республиканского слета народных исполнителей (1934). Он стоял у истоков зарождения оркестра народных инструментов им.Курмангазы, являлся солистом и концертмейстером группы альт-кобызов (1934-1967). По словам А.Жубанова "все кобызисты, ныне играющие в оркестре им.Курмангазы (на момент 50-60-х годов – ред.) первоначальные уроки брали у Каламбаева". Среди его учеников – народные артисты КазССР Г.Баязитова и Ф.Балгаева, кандидат искусствоведения, профессор Б.Сарыбаев. С открытием класса кыл-кобыза Жаппас преподавал игру на инструменте в Алматинской консерватории (1968-1970), совмещая с активной концертной деятельностью. Ж.Каламбаев известен как собиратель музыкального фольклора, который записал и расшифровал уникальные образцы народной музыки. Жаппас является автором собственных произведений – кюев и романсов. Он, в числе первых членов, вошел в состав Союза композиторов Казахстана (1939). Правительство республики высоко оценило деятельность Жаппаса Каламбаева, присвоив ему почетное звание "Заслуженный деятель искусств КазССР" (1944), он имеет правительственные награды ("Орден Трудового Красного знамени" и медали).
Даулет Мыктыбаев является потомком легендарного Ыхласа. Родился он в 1904 году в Коргальджинском районе Целиноградской области. Искусство игры на кыл-кобызе перенял у ученика Ыхласа Абикена Токтамысулы, а лучшие кюи для кобыза - у своего дяди Тусупбека – сына Ыхласа. Трудовую деятельность Д.Мыктыбаев начал в Карагандинском областном радиокомитете (1933). Первое серьезное публичное выступление состоялось на 1-м Республиканском смотре народных исполнителей (1934). В Караганде же началась его концертная деятельность в качестве солиста областной филармонии (1937), прерванная Великой Отечественной войной, на фронтах которой он сражался все ее годы (1941-1945). Вернувшись с фронта, Д.Мыктыбаев связывает свою жизнь с Алма-Атой, где работал солистом-кобызистом Казахской государственной филармонии им.Жамбыла и Казахконцерта (1945-1965). Вслед за Ж.Каламбаевым вел класс кыл-кобыза в Алматинской консерватории (1970-1976). Среди его учеников немало замечательных последователей, продолжающих традиции Ыхласа – заслуженный артист КазССР К.Ажмуратов, заведующий кафедрой кобыза и баяна консерватории, профессор Б.Косбасаров, педагог музыкальной школы им. К.Байсеитовой А.Жумабеков. У Д.Мыктыбаева есть собственные произведения для кобыза – кюи и переложения образцов народной музыки.
1) Анатолий Константинович Лядов - "Волшебное озеро" и "Баба-Яга".
2) В главной теме Концерта №1 для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского звучит мелодия народной песни. Звучат духовые и струнно-смычковые, затем играет фортепиано. Для музыки Чайковского характерна напевность, которая взята из народных мелодий. В финале 1-й и 4-й симфоний Чайковского звучат русские песни "Цвели цветики" и "Во поле береза стояла"
3) К лучшим произведениям М.И.Глинки написанным на фольклорной основе,принадлежит симфоническая фантазия "Камаринская", в которой по словам Чайковского, "подобно тому, как весь дуб в желудке" заключена вся русская симфоническая школа.
4) Н.А.Римский-Корсаков - опера "Сказка о царе Салтане" и "Золотой петушок".
5) С.С.Прокофьев: хор из кантаты - "Вставайте, люди русские...", в опере "Повесть о настоящем человеке" звучит русская народная песня "Зеленая рощица".
С пяти лет мальчика учили играть на фортепиано. Уже тогда у мальчика возник огромный интерес к музыке. Он слышал её во всём, даже мог по памяти сыграть произведение, услышанное всего один раз.
Знаки в cis-moll(гарм.): фа#до#соль#ре#си#
ув.2(VI): ля-си#. Разр.: соль#-до# (ч.4)
ум.7(VII): си#-ля. Разр.: до#-соль# (ч.5)