Повесть М. Горького "Детство" автобиографична. Все, кто окружал Алешу Пешкова, помогли вырасти писателю, пусть с болью воспоминаний, обид, но это была школа.
<span>Трепетную, еще неосознанную любовь вызвала в мальчике его бабушка — Акулина Ивановна. Человек богатой души, колоритной внешности, обладающий той мудростью, которая свойственна русскому народу. </span>
<span>Алексей увидел впервые бабушку, когда ей "за шестой десяток лета-весны перекинулись-пошли". Так, как воспри¬нимала окружающий мир бабушка, никто не мог. От про¬плывающего мимо берега, от утопленных в небе куполов церквей она могла расплакаться или рассмеяться. А кто еще мог рассказать мальчику такие сказки, что прожженные бородатые матросы просили: "Ну-ка, бабушка, расскажи еще чего!.. " Для Алеши Пешкова бабушка стала тем светом, который должен быть у каждого в жизни. Она стала самым верным его другом, "самым понятным и близким человеком". "Вся она — темная, но светилась изнутри.. . неугасимым, веселым и теплым светом". </span>
Бескорыстной любви учился Алеша именно у бабушки, так как дедова семья, куда он невольно попал, жила по суро¬вым правилам, установленным дедом-узурпатором. Вроде бы и в нем изредка проглядывает человек добрый, но защелки¬вается скорлупа.. . и не перечь, не то расправа будет розгами. Бабушка хорошо знала характер деда, не боялась его, в отли¬чие от других членов семьи. За любого она могла стать горой, если дед не прав.
<span>Ее теплом наполнялся дом, ее любовью и светом, живой энергией. Всю душу вкладывала она в заботу о своих детях и внуках. Никому не нужный Цыганок, подброшенный под ка¬литку дома, был принят бабушкой, как родной, она выкорми¬ла и выходила мальчика. Работая от зари до поздней ночи по дому, бабушка видела каждого и все, что происходило вок¬руг, уделяла внимание всем, кто в ней нуждался. </span>
<span>А ее героизм во время пожара? Она была равна стихии. Оба, и пламя и бабушка, сражались за мастерскую. Кто кого. </span>
<span>Пожар был потушен, бабушка — получила ожоги, но еще и находила слова утешения для других. </span>
<span>М. Горький прошел школу щедрости и суровости, люб¬ви и злобы, но сам всю жизнь пытался поступки свои анализировать, любовь отдавать, а себя воспитывать. И спасибо судьбе, что была у него такая замечательная бабушка.</span>
Этот рассказ учит нас многому. Во-первых, мы видим людей того времени. Они смеются , когда человек падает, хотя могли бы и помочь. Здесь показан человек со всеми его пороками, но главное - нужно быть самим собой, не быть похожим на злых людей.
В январе 1925 года для журнала «Недра» М. Булгаков начал работу над сатирической повестью. Первоначально она называлась «Собачье счастье. Чудовищная история» , но вскоре писатель изменил название на «Собачье сердце» . Законченная в марте того же года повесть пришла к читателю только в 1987 году.
в 1925г. Повесть “Собачье сердце” была запрещена
В повести М. А. Булгакова "Собачье сердце" переплетаются фантастическое, мистическое и реальное, комическое и трагическое, легкая ирония и язвительный сарказм. Подобное сочетание отменяет возможность однозначной трактовки действующих лиц и их поступков и создает своеобразный, мгновенно узнаваемый, искрящийся всеми оттенками смеха художественный мир повести. В этом мире совершаются драма пса Шарика и драма человека - профессора Преображенского.
В основе повести лежит эксперимент. Автор считает, что строительство социализма – это тоже эксперимент. Новое общество создаётся путём насилия, к чему автор относится отрицательно. Для него это нарушение естественного хода событий, которое окажется плачевным для всех.
2. профессору Преображенскому. Европейски знаменитый ученый занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов. Профессор - представитель старой интеллигенции и исповедует старые принципы жизнеустройства. Каждый, по мнению Филиппа Филипповича, в этом мире должен заниматься своим делом: в театре - петь, в больнице - оперировать, и тогда не будет никакой разрухи. Он справедливо считает, что достигнуть материального благополучия, жизненных благ, положения в обществе и уважения можно только трудом, знаниями и умениями. Не происхождение делает человека человеком, а польза, которую он приносит обществу.
3. Профессор не скрывает неприязни к революции и новым порядкам, перевернувшим страну вверх дном и приведшим ее на грань катастрофы. Он не может принять новых правил, лишающих истинных тружеников нормальных условий труда и быта. Но европейское светило все-таки идет на компромисс с новой властью: он возвращает ее представителям молодость, а она обеспечивает ему сносные условия существования и относительную независимость. Встать в открытую оппозицию к новой власти - значит не только лишиться квартиры, возможности работать, но и жизни. Профессор сделал свой выбор, и чем-то этот выбор напоминает выбор Шарика…
В сцене операции профессор Преображенский выступил в роли революционера.
4. Встреча с профессором Преображенским спасает еще безымянного пса от смерти, и хоть пес осознает "свою рабскую душу" и "подлую долю", но за кусок краковской колбасы отдает свою любовь и преданность "умственного труда господину". Лакейская угодливость, проснувшаяся в Шарике вместе с принятием имени, проявляется не только в готовности "лизать сапоги" господина, но и в желании отомстить за былые унижения одному из тех, кого он раньше боялся, как огня, - "тяпнуть [швейцара. - Т. Р. ] за пролетарскую мозолистую ногу".
Чудесная встреча изменила "социальное положение" Шарика в обществе, превратила бездомного, безродного пса в "господина Шарика" и обнаружила не только достоинства, но и опасные качества этого необычного персонажа.
<span>Почему Шариков становится грубым, агрессивным? Ведь в начале повести Шарик отрицательно относился к злу, вызывал сожаление? Влияние наследственности, влияние окружающей действительности, Швондера, имеющего свою программу: Кто был ничем, тот станет всем.
</span>
Автору «Путешествия» одинаково дороги и путешественник, и «сочувствователи» его, и рассказчики: это, по сути дела, единомышленники Радищева, его друзья, помогающие донести до читателя основные темы и идеи его произведения. Автобиографические черты рассеяны по всему произведению так, что устами путешественника и его собеседников, а иногда и путников говорит сам Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» как бы вырастает из громадного жизненного опыта и знаний Великого мыслителя, Гражданина, Борца. Потому и невозможно отделить фигуру путешественника от самого Радищева и, пользуясь методом мнимой «диалогичпости» , пытаться сравнивать разные главы книги с целью противопоставить их одну другой, одни будто бы как «либеральные» , а другие - «революционные» . Путешественник Радищева - это художественный автопортрет, который, отделившись от его создателя, стал литературным типом гуманиста в самом высоком смысле этого слова. «Путешествие из Петербурга в Москву» - это цельное сочинение, написанное одним автором, в одном ключе, оно лишено каких-либо противоречий и смешений. Это совершенное произведение словесного искусства XVIII в. с революционным содержанием. Имеющиеся в «Путешествии» отрицательные образы помещиков-крепостников, мучителей крестьян, чиновников, вельмож и самого царя принадлежат единой художественной ткани произведения; они составляют как бы некое сбалансированное единство с положительными образами «Путешествия» . Каждый из образов представляет определенный человеческий характер, как бы стоящий на одной из ступеней громадной социальной лестницы от крепостного до царя. Каждый из этих образов органически связан с темами и идеями революционной книги и служит средством их художественного выражения. Главных тем в произведении три: обличение крепостничества, обличение самодержавия, признание неизбежности народной революции. Композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» представляет собой внутреннюю взаимосвязь, мотивированность всех компонентов <span>повествования. Композиция «Путешествия» проявляется в постепенном диалектическом раскрытии названных выше трех основных тем и идей произведения посредством повествования и изображения характеров людей, с которыми встречается путешественник по дороге из новой столицы в старую. Впрочем, почти каждая глава произведения имеет вспомогательную тему, подчинённую и созвучную трем главным темам. Так, например, в главе «София» рассказывается о русской народной песне как выражение национального характера, в главе «Тосна» - о родословий Юшрянства, в гдаве «Любанй» - об угнетении крестьян, в главе «Чудово» - о городе как «жилище тигров» ; в главе «Подберезье» - о недостатках просвещения, в главе «Новгород» - об упадке торговли вольного в прошлом города, в главе «Валдай» - о падении нравов, в главе «Вышний Волочек» - о каналах и шлюзах, о дорогах. В строительстве которых государство не заинтересовано, в главе «Торжок» - о свободе от цензуры, в главе «Тверь» - о поэзии, в главе «Городня» - о рекрутской повинности, в главе «Клин» - о народных песнях и т. д. Самую важную роль в идейном содержании «Путешествия» </span>играют<span> две главы - «Спасская Полесть» и «Тверь» , в которых наиболее ярко изобличается самодержавно-крепостнический строй России и обосновывается необходимость народной революции. Эпиграф к «Путешествию» - «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» - взят Радищевым из восемнадцатой песни поэмы В. К. Тредиаковского </span><span>«Тилемахида» (1768), которая, в свою очередь, представляет стихотворную переделку романа французского писателя Ф. Фенелона «Приключения Телемака» (1699). Роман был задуман как «урок царям» . Телемак, сын Одиссея, спускается в ад и видит там мучения злых царей. В качестве наказания царям преподносят два зеркала: зеркало Лести и зеркало Истины. В первом из них они видят себя такими, какими их при жизни изображали придворные льстецы, во втором - такими, какими они были на самом деле, т. е. более ужасными, чем стоглавая Лернейская гидра и трехглавый пес Цербер.</span>