Итак, образ Грушницкого помогает раскрыть главное в центральном герое романа. Грушницкий - кривое зеркало Печорина - оттеняет истинность и значительность переживаний этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, таящаяся в глубине этого человеческого типа, разрушительная сила, которая заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием. Печоринство было типичной болезнью времени. И не об этих ли людях поколение 30-х годов прошлого века сказал М.Ю. Лермонтов в знаменитой «Думе»:
Извините если что я только это смог найти очень долго искал
Часто ярчайшим впечатлением, особенно для ребенка, становится явление природы или какое-то живое существо. Ребенок уже «обосновался» в мире, знает жизнь вокруг себя, а ещё если это городской ребенок… то выезд за город, столкновение лицом к лицу с природой – очень важно. В рассказе описывается, как маленький герой увидел птицу. Точней, сначала он увидел её гнездо, а там будущие птенцы – ещё в скорлупе. Его приятель предложил забрать их. На логичный вопрос героя «зачем», тот не смог ответить. И тут они увидели странную птицу - у неё не было перьев на груди, а ещё вела себя она очень странно – шумно. Понятно, что она волновалась, ведь это было её гнездо, её детки.
Тут к ребятам подошел взрослый и пояснил, что птица эта выщипывает сама у себя перья на груди, которые всё равно не помогают летать, чтобы птенчикам было теплей. Он назвал её странное имя – капалуха. Конечно, ребят поразило поведение птицы, её самоотверженность.
Рассказ учит внимательному отношению к миру природу, а ещё тому, что звери и птицы могут быть такими смелыми и самоотверженными, что людям с них только пример брать.
Вставший на путь предательства Андрий не стал защитником Отчизны. Вместе с врагами он начал убивать бывших своих товарищей и друзей. Мечтательному, возвышенному и романтическому герою чужда действительность, окружающая его, грубые нравы и быт Запорожской Сечи. Андрий видит сытых и беспечно спящих казаков и умирающих от голода людей. И картина мира в его сознании меняется. Герой не может разобраться в собственных переживаниях. Для него высшей ценностью становится любовь. Именно ради нее он и решается на предательство товарищей.
Каково же отношение автора к этому герою? Он сожалеет о гибели Андрия, который умел глубоко и тонко чувствовать, а также храбро сражаться. Гоголь восклицает: "И погиб козак…". Несмотря на то что Николай Васильевич рисует героев Сечи с восхищением, мы не чувствуем прямого осуждения Андрия. Можно сказать, что позиция автора неоднозначна.
"Философия свободы", "Философия боли".
Не зря говорят, что дуракам везет. Братьям Емели хоть и не считаются дураками, а поступают не всегда умно. Щука помогала ему за его бескорыстность, доброту, покорность злым людям. Доброта в этом герое воспринимается как слабость и глупость.