1943 году, в грозные дни борьбы с фашизмом, поэт написал сказка для детей «Двенадцать месяцев» . В основу сюжета он положил словацкое народное предание о девочке, встретившей под Новый год все двенадцать месяцев одновременно. Однако содержание «Двенадцати месяцев» значительно шире: введя в пьесу историю маленькой королевы и ее окружения, поэт придал сказке яркую социальную окраску, отчетливее наметил конфликт между праздностью и трудолюбием. Пьеса-сказка тесно связана с фольклором. У Маршака, как и в народных сказках, любимые герои не боятся труда, пусть даже самого тяжелого; в труде раскрываются и их прекрасные человеческие качества. В лучших народных традициях нарисован образ главной героини пьесы - падчерицы. Месяц Январь так говорит о ней: «Мы, зимние месяцы, ее хорошо знаем. То у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу, с вязанкой дров. И всегда она веселая, приветливая… » Его поддерживает» и Июль: «Еще и солнце не встанет, она уже на коленях возле грядки - полет, подвязывает, гусениц обирает… » А Сентябрь как бы подытоживает их мысли: «Да, хороша девушка! Лучшей хозяйки нигде не найдешь» . Поэтому не случайно, что встреча в лесу королевы и падчерицы заканчивается полным торжеством этой бедной работящей девушки. Да и сама природа активно помогает ей. Могучий лес наглухо перекрывает все тропинки перед непрошеными гостями, зато щедро одаривает простого, трудолюбивого человека. Все доброе, гуманное, светлое связано с этой линией пьесы. Однако при изображении отрицательных героев Маршак-лирик уступает место Маршаку-сатирику. Мачеха и ее дочка выступают в пьесе носителями зла, бесчеловечности. Жадность, стремление поживиться за чужой счет, лицемерие, подлость - эти их качества и делает поэт предметом сатирического изображения. Он сознательно гиперболизирует эти черты характера, доводит до абсурда, вызывая тем самым у юного зрителя отвращение к этим героям, желание бороться со всем, что принижает человека. В том же сатирическом ключе драматург дает и образы королевы и ее придворных. Какой-то безжизненностью веет от наставника королевы, который при всей своей «учености» далек от жизни, от понимания людей, все многообразие окружающего он сводит к нескольким латинским названиям.
Не так уж безобидна и капризная, взбалмошная королева. Она привыкла распоряжаться судьбами людей, командовать, повелевать. Поэт показывает всю сложность этого характера: в нем уживаются ум, способность глубоко чувствовать, разбираться в людях со злостью, скрытностью, бесчеловечностью. Испорченная всеобщим поклонением и дурным воспитанием, королева впервые задумывается над своим поведением, столкнувшись с падчерицей и старым солдатом. Может быть, она многое поймет, изменит некоторые свои привычки, однако у зрителя она не вызывает! к себе сочувствия и уважения. Этот персонаж несет в себе заряд большой воспитательной силы: многие ребята узнавали в некоторых поступках королевы свои, а в ее стремлении подчинить себе весь мир - свое стремление подчинить своим капризам хотя бы родных и близких. Так и в этом образе Маршаку удается слить воедино фантастическое и реальное, сказочное и обыденное.
Дорогой Александр Сергеевич,мне бы хотелось от души поблагодарить вас за ваш труд в направлении литературы.Многие ваши произведения мы читаем в школе.Они замечательны,отдельно хочу отметить произведение "Дубровский",смело могу назвать его самым лучшим..Читая это произведение,будто переносишься во времени,где происходят все
эти события.Здесь мы видим зарождение любви между
героями,предательство,подлость.Так же вы показываете быт простого
крестьянина,отцовскую жестокость по отношению к своей дочери,которую
выдает замуж против ее воли. Здесь очень точное описание характеров
своих персонажей.Произведение великолепно.Спасибо вам за ваш труд.
Время действия «Светланы» — современность, и все, происходящее в ней, — сон, навеянный сказочной атмосферой святочных гаданий. С первой же строфы читатель погружается в мир народных поверий и ритуалов, которые сопровождают русские зимние праздники:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали;
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали...
Затем в балладу входит мотив тоски по милому другу. Дальнейшее развитие сюжета ведет к тому, что Светлана с помощью гаданий на зеркале вызывает жениха. Он зовет девушку ехать девушку к венчанию. Но уже во время путешествия «сердце вещее» внушает Светлане тревогу. Она удивлена и' насторожена долгим молчанием жениха. В храме влюбленные видят гроб, и происходит не венчание, а обряд отпевания. Однако кони почему-то проносят молодых мимо храма. Затем из-за поднявшейся метели они сворачивают к одинокой хижине, где жених внезапно исчезает вместе с лошадьми. Светлана входит в хижину и видит гроб с покойником. Покойник оживает, но он не в состоянии причинить вред Светлане, потому что ее спасает молитва перед иконой Спаса. В результате покойник оказывается возлюбленным Светланы.
Поэт воспроизводит черты русского национального быта, народных обычаев, обрядов, приводит подлинные тексты гадальной песни в обработанном виде и т. д.
<span>На мой взгляд, главная идея рассказа – научить людей не сдаваться да-же в трудных обстоятельствах и ситуациях, упорно добиваться цели, быть добрыми, смелыми, храбрыми и преданными. В этом рассказе слабодушие и пассивность Костылина противопоставлены активности, стойкости и человечности Жилина. Мужество и выдержка помогли ему бежать к своим, преодолевая все препятствия и преграды. Мне кажется, Л. Н. Толстой назвал рассказ «Кавказский пленник» потому, что только Жилин может быть примером для подражания. Автор хотел показать, как много в жизни зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах одни оказываются героями, другие недостойны называться людьми. </span>
1) Почему Сашу называли „подснежник“? 2)Почему Саша так радовался встречи с папой? 3) Кто воспитывал Сашу? 4) Когда происходили действия в рассказе? 5) Сколько лет было Саше? 6)Саше больше нравился город или деревня? 7)Хотел ли Саша уезжать с деревни? 8)Какой характер у Саши?