В сказке «Кладовая солнца» очень незатейливый сюжет: двое совсем не больших по возрасту детей, брат и сестра – двенадцатилетняя Настя и десятилетний Митраша, отправляются на поиски клюквы, пробираются через самые разные препятствия, чрез Блудово болото, к заповедному лесу.
Характерными чертами сказки как литературного жанра являются: сказочный зачин; противопоставление добрых героев злым; счастливый конец, где добро побеждает зло.
Если внимательно прочитать произведение Михаила Пришвина, мы можем сказать, что все эти черты жанра сказки здесь есть.
«Кладовая солнца» начинается со сказочного зачина: в одном селе, недалеко от Блудова болота, остались сиротами двое детей: Настя и Митраша; в произведении действуют добрые и злые герои: враг – волк и друг – Травка; счастливая, неожиданная помощь Травки; счастливый финал, благополучный конец, где добро побеждает зло.
Сказки Пришвина очень необычны, своеобразны, они отличаются от традиционных литературных и фольклорных сказок. Сказка для писателя – это способ понимания и художественного воссоздания смысла жизни; в форме сказки Пришвин пытается воссоздать единство мира, единства человека и природы, единство разных поколений. Тема преемственности поколений является одной из основных в произведении Михаила Михайловича Пришвина, без нее, по мнению писателя, нарушается извечная связь природы и человека. Вот эту связь писатель и воплотил в жанре сказки.
«Сказка – это связь с приходящим и уходящим» , _ так напишет писатель в своей миниатюре «Сказка» . Пришвин заимствует из традиционной сказки определенные сказочные элементы, позволяющие выразить общечеловеческий смысл, обобщающий смысл сказки, ее демократизм, ориентацию на все возрасты читающих, оптимизм (добро побеждает зло) . Волшебная сказка у Пришвина – это не только сказочные мотивы, сколько его нравственные раздумья – о поиске смысла жизни, своего пути в этом мире, о судьбе мира и человека.
Своеобразие сказки у Пришвина еще и в том, что он перевоссоздает (отражает) жизнь в форме сказки – неслучайно сам писатель под названием произведения дает его жанровое определение: «сказка-быль» . Тем самым он подчеркивает, что в нем присутствуют элементы сказки и были, передает нам мысль о том, что это особенная сказка, правдивая сказка. Михаил Михайлович Пришвин придавал большое значение этому произведению, так как считал, что в нем он смог реализовать новый жанр сказки в современной литературе: «Я всю жизнь учился, - пишет он, - очень трудился над тем, чтобы так легко, просто и свободно писать, как оно прежде сказывалось… »
<span>Однако в произведении Михаила Пришвина «Кладовая солнца» мы встречаем и такие элементы, которые не свойственны сказке как жанру.</span>
Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…
------- Оно учит нас всех, особенно детей, воспитывать в себе самую важную черту характера--чувство благодарности ВСЕМ тем людям, которые тебе делают или делали добро. Не быть чёрствыми, равнодушными. НЕ ПРИНИМАТЬ ПОМОЩЬ, ПОДДЕРЖКУ, ТВОЁ СПАСЕНИЕ другими людьми, как должное, как будто они обязаны тебе это делать, как само собой разумеющееся. Так бескорыстно должны думать только те люди, кто выручает, а не ты.
Няня была единственным человеком в жизни поэта, которая любила его всем сердцем всей душой, жалела, заботилась о нём до самой своей смерти. И Пушкин, став уже известным поэтом, отблагодарил её, навсегда подарил нам стихи о своей няне, называет её подругой, голубкой, в прозе часто использовал образ своей няни. Самое светлое стихотворение о ней -"Няне".
Этот текст говорит о том, что все мы - пока ещё дети, и ничего не знаем о жизни, а только догадываемся, и что не стоит сильно хотеть взрослеть, потому что во взрослой жизни ты станешь такой же злой учительницей, 'которая влепила мне за пропуск физкультуры размашистую двойку' Во-первых, даже взрослые иногда хотят быть детьми, и только некоторые из них, как отец главного героя, остаются в детстве навсегда - то есть проживают всю жизнь, а не только детство, 'на всю катушку'. Во-вторых, большинство взрослых очень строгие, и ничего не прощают, как та учительница физкультуры. Ведь в тексте не зря говорится о взрослении, которое именно не пощадило учительницу, и которого чудом избежал отец. Таким образом, в финале текста показано, что детство - это те самые прожитые на всю катушку дни, которые могут плавно перейти и во взрослую жизнь.