я предлагаю вам отрывок из Одиссеи ( книга 8, Улисс у Алкиноя). надеюсь, вы будете способны выделить особо понравившиеся строчки?
...И песнопевец, исполненный бога, вещает:
"Уже корабли, благолепно устроенны, в море готовы,
И хитрые чада Аргoса, таясь на брегу искривленном,
Пред станом, при соснах горящих, сидят в ожидании томном.
Тогда знаменитый Уллис с избрaнной дружиной отважных,
Сокрытые в мaхине дивной, у врат Илиона отверстых,
Решительны, хладны, как смерть, внимают врагов совещанья.
Еще колебался народ: одни предлагали поспешно
Чудовищны ребра пронзить испытующей медью;
Иные воздвигнуть коня на утес - и в бездну низвергнуть;
Иные желали бессмертным принесть в благочестную жертву.
Приятно и праведно всем показалось последнее слово.
И се! растворился в стенах Илион - восприять свою гибель!
Громада, шатаясь, со скрыпом несет разрушенье по стогнам!"
Потом воспевает певец, как греки в желанное время,
Исторгшись из оной, коварством созданной темницы,
Ударили с шумом на стражу, объятую жалкой дремотой;
Трояне, смятенны, постигнуты часом ужасно внезапным,
Как тени, не видят, не внемлют, не сыщут оружий!..
Но рьяный и быстрый Улисс к чертогам Дейфоба стремится,
Арею подобный, свирепый, с подобным себе Менелаем;
Там ярая сеча кипела; мечи об мечи ударялись;
Но скоро, водимый Минервой, Улисс увенчался победой!
Сие воспевал Демодок, вдохновенный певец Алкиноя.
И в сердце Улисса минувшее всё оживилось печально!
Смущенный герой воздыхал, и ланиты покрылись слезами.
Так нежна супруга скорбит о любви своей - милом супруге,
Который погиб пред очами отеческа града и братии,
Погиб, подвизаясь отвесть злоключенья годину свирепу
От родины, прежде блаженной, от чад, украшения дома!
Несчастная видит супруга, как страждет в борении смерти,
К нему приникает, и бьется, и ноет... Но изверги люты,
Как гладные звери, стеклись; от милых останков отторгли...
И се! повлеклася невольница к нyжде и к вечному горю!
Влечется во чуждую землю, к печалям и тяжкой работе!
И прелесть младая навеки угасла на томных ланитах!
Так, скорбью снедаем, Улисс проливал неотрадные слезы;
Но, мудрый и скромный, таил от беседы он радостной слезы!
Един Алкиной, приседящий герою, с болезнью их видит;
Чувствительный, нежный владыка стенания странника внемлет,
И, кротости важной исполнь, гласит собеседникам пира:
"Внемлите, феакцов почетные князи и власти!
А ты, Демодок, повели престать бряцающей арфе:
Не к радости арфа твоя, не к радости общей бряцает!
В часы пированья, при сладком пении струн оживленных,
Уныние мрачно на миг не оставило милого гостя.
Снедающа горесть лежит глубоко в его сердце!..
Умолкните, песни! - да чистую радость разделят согласно
И гость, и хозяин: обычай таков на соборище братии!..
Когда ж уготовано всё сановитому мужу, несите,
Представьте дары драгоценны, которыми чтит его дружба!..
Как брат, как родимый, любезен нам всякий странник несчастный,
Любезен он сердцу, не чуждому бога и добрыя веры!..
А ты не скрывайся от нас чрез вымыслы хитросплетенны,
Возлюбленный странник! - Ах! искренность - жизнь и веселье беседы.
Поведай, как звали тебя твой отец, и матерь, и братья?
Поведай, где область, где град, восприявший в тебе гражданина?
Не всякий ли смертный имеет надежную собственность - имя!..
Убогий и знатный наследуют имя с рожденьем,
И матерь с улыбкою первой его величает!..
Поведай мне землю, и племя, и счастливый дом воспитанья! -
Тогда совещаем в соборе устроить твое возвращенье.
Феакцы всегда изобильны в пловцах искушенных;
Известны им нравы различны, обычай, законы народов,
И близость, и дальность градов, и поля благодатны;
И быстро преплавают воды, одеянны бурей и нощью!
Им страх неизвестен в морях, неведома гибель в пучине;
Но некогда, - так прорицал мой отец Навзитос, -
В ужасное время землями тресущий Посeйдон
Востребует жертв от пловцов, безбедно, без страха,
Так долго сретавших брега отчианы любезной;
Востребует грозно - и море в свирепом волненьи
Пожрет феакийский корабль, ухищренно созданный,
И град сей запрет неприступной скалою гранита! -
Так старец прорек знаменитый! - Да будет воля святая
Исполнить сей суд нам или не исполнить во благо!..
Но, странник! немедля открой мне желанную правду;
Где был ты, что видел и что претерпел неповинный?
Цветут ли еще на земли народы и грады блаженны?
Ах, тяжко услышать, что есть под сияющим Фебом
Доселе вертепы людей, незнакомых ни с верой, ни с правдой!
Обрадуй, еще ль благоденствуют странноприимцы,
Носящие в сердце любовь и к богам почитанье?
Почто ты плачешь, когда вещают о славных аргивцах?
Почто ты рыдаешь, как песни гремят о судьбе Илиона?..
Погибнуть - таков был совет неминуемый неба!
Под сильною дланью бессмертных мы ходим и дышим,
И дивны дела их - уроки позднейшим потомкам!..
Иль - может быть - сродник твой пал под стенами Приама,
Почтенный и добрый, иль зять, или брат твой,
По крови ближайший, единого племени отрасль?
Иль друг, незабвенный, герой благородного сердца?..
Ах, менее ль брата, бесценного брата, любезен
Прямой, несомненный друг, благотворного неба даянье?.."
Крестьянский вопрос всегда был узлом противоречий в России
Александр I
Осуждал крепостное право, но не был сторонником решительных действий
12 декабря 1801 г. – разрешение купцам, мещанам, и всем крестьянам кроме помещичьих покупать землю
1803 г. – указ о вольных хлебопашцах (право помещикам освобождать крестьян за выкуп)
1816-119 гг личная свобода крестьян Этонии, Курляндии и Лифляндии, но земля собственность помещика. Неудача в Полтавской и Черниговской губерниях. Создание секретных комитетов, но деятелность безрезультатнаю
Государственные крестьяне: противоречивое положение. С одной стороны обладали правами свободами, с другой стороны, на них смотрели как на крепостных государства
1816 г. – переход госуд. крестьян на положение военных поселенцев (Аракчеев). Должны были заниматься и с/х и военной службой, пожизненные солдаты - 1819 год Чугуевское восстание, 1831г - восстание в Старой Руссе, в Новгородском округе)
Николай I
1837- 1841 г. – реформа деревни Киселева: размежевание земель, частичное переселение в Сибирь, школы и больницы, продовольственные магазины, самоуправление казенных крестьян
Государственные крестяне живут лучше помещичьих.
1841 г. – запрет продавать крестьян по одиночке
1842 г. – закон об обязанных крестьянах: отработочная система
Все эти меры не ликвидировали остроту вопроса, но подготовили базу для будущих реформ
Александр II
Причины:
- кризис феодально-крепостнической системы
- массовые крестьянские выступления
- поражение в Крымской войне, эконом отсталость страны
19 февраля 1861 г. – проект «Положений о крестьянах» но манифест опубликован лишь 5 марта, так как император боялся волнений во время Масленницы
Условия:
- помещики сохраняют право собственности, крестьянам - приусадебный усаток и полевой надел по размеру, установленному в каждой полосе. если этот надел до реформы был выше - ячасть отчуждается к помещику - «отрезки»
- выкупные платежи: 80проц ссуда из казны и 20проц крестьянами - за эту ссуду расплачивались в течение 49лет (были отменены лишь в 1907) - в 4 раза больше рыночной стоимости земли, фактически заплатили за свободу. До заключения выкупной сделки считались временнообязанными - барщина и оброк.
Было образовано "сельское общество" (самоуправление) - сельский сход, волостной сход избирающий волостную голову, двух председателей волостного правления и двух "добросовестных" волостной расправы - (первая инстанция суда - сельская расправа, вторая - волостная)
«мировые посредники» и уставные грамоты
Крестьяне оставались неравноправным сословием! Только они несли подушную подать, рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям.
рефома - буржуазная, крестьянин под властью денег в условиях производства
Александр III
Крестьянские восстания - чтобы сгладить
28 декабря 1881 г. – «Положение» о прекращении временообязанного состояния бывших крепостных, помещики должны перевести на выкуп всех крестьян
1882 г. – закон об отмене подушной подати (только для крестьян без земли) окончательно отменена только с января 1887г.
1882 г. – Крестьянский банк для помощи в покупке земли в кредит == рост цен на землю
Попытки прикрепить крестьян к общине (к помещикам):
1886г - семейный раздел и найм раб силы в с/х
1889 г. – положение о земских участковых начальниках
1893 г. – закон об неотчуждаемости крестьянской земли
<span>Русская живопись XVIII векаТенденции в развитии русской живописи, осваивание художниками линейной перспективы. Распространение техники живописи маслом, возникновение новых жанров. Особое место портретной живописи, развитие реалистического направления в русской живописи XVIII века.
</span><span>Портрет как жанр в живописи. История портретной живописи. Портрет в русской живописи. Построение композиции портрета. Техника масляной живописи. Основа под живопись. Масляные художественные краски и кисти. Палитра красящих веществ и смешивание красок.
</span><span>Русская пейзажная живопись XIX века История русской пейзажной живописи. Жизнь и творчество В. Поленова. Поэзия патриархальной Москвы на картинах художника. Реализм и дух социально-критической иронии, психологический драматизм в исторической живописи И. Репина. Портретная живопись художника.
</span><span>Развитие живописи в России конца XIX - начала XX века.Духовные и художественные истоки Серебряного века. Расцвет культуры Серебряного века. Своеобразие русской живописи конца XIX - начала XX века. Художественные объединения и их роль в развитии живописи. Культура провинции и малых городов.
</span><span>Живопись Серебряного века.Истоки и понятие символизма. Становление художника Серебряного века. Периоды истории русского символизма: хронология развития. Особенности жанровой живописи на рубеже XIX-XX веков. Художественные объединения и артистические колонии в русской живописи.
</span><span>Развитие китайской живописи эпохи Сун .Изучение особенностей развития китайской живописи династии Сун. Характеристика живописи периодов Северной и Южной Сун. Отражение идейных принципов чань-буддизма на пейзажной живописи данного периода. Влияние конфуцианского учения на сунскую живопись.
</span><span>Живопись 30—50-х годов XIX века.Творчество учеников Венецианова в истории русского искусства. Романтизм в русской живописи. Развитие в портретной живописи второй половины XIX века. М. Воробьев и его школа. Произведения Иванова академического периода. Широкое распространение иллюстрации.
</span><span>История русской живописи XVIII века.Место линейной перспективы и портрета в русской живописи XVIII в. Иоганн Готфрид Таннауэр и его картина "Пётр I в Полтавской битве". Матвеев как портретист, его произведения. Анализ работы Алексея Петровича Антропова "Портрет статс-дамы А.М. Измайловой".
</span><span>Русский портрет XVIII века.Жанровая структура, содержание, характер и средства художественного выражения в портретной живописи. Влияние стилевых тенденций, выработанных в западноевропейском искусстве на русский портрет. Влияние портретной живописи на развитие русской культуры.
</span><span>Реалистическая традиция в русской живописи XVIII–XIX веков.Перелом истории русского искусства в начале XVIII века. Успехи портретного жанра. Образы, созданные Рокотовым, Никитиным, Левицким, Боровиковским и другими авторами того времени. Интерес к бытовому жанру и пейзажам. Особенности русской живописи XIX века.</span><span>
</span>