А) ордынское владычество в русских землях и княжествах
В начале XIII в. коренное население При¬балтики переживало период разложения родового строя. Здесь не было государственности и межплеменных объединений. Существовали устойчивые экономические связи племен эстов, латов и куршей с новгородцами.
Богатые прибалтийские и северо-западные русские зем¬ли привлекали внимание немецких, шведских, датских фе¬одалов, начавших, несмотря на сопротивление местного насе¬ления, проникновение в Прибалтику. В 1202 г. был образован Орден меченосцев, а вскоре на прибалтийские земли рас¬пространил свою деятельность немецкий Тевтонский орден. В 1237 г. эти два ордена объединились в один — Ливонский. Они не только устанавливали политическое и экономичес¬кое господство на захваченных территориях, но и обращали местное население в католическую веру, что влияло на на¬циональное самосознание.
Воспользовавшись вторжением монголов на Русь, не¬мецкие и шведские феодалы усилили экспансию в северо-¬западные русские земли. К началу 1230-х гг. немцы вышли на границы новгородских земель, создавая угрозу их захва¬та. Летом 1240 г. войска шведов высадились на берегу Не¬вы. Новгородский князь Александр Ярославич выступил с дружиной против врагов. Умело проведя войска и стреми¬тельно отрезав высадившиеся отряды шведов от их кораб¬лей, князь сумел одержать блестящую победу, за которую был прозван Невским.
Одновременно со шведами перешли в наступление и не¬мецкие рыцари. Они захватили Псков, Изборск и Копорье. Сложилась непосредственная угроза для Новгорода. Алек¬сандр Невский возглавил дружину новгородцев и силы на¬родного ополчения. На помощь ему пришли дружины вла¬димирского князя. Объединенные силы русских зимой 1242 г. освободили Псков. Преследуя бежавшего противни¬ка, Александр Невский дал генеральное сражение на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года. Зная о тактике немцев располагать воинов клином («свиньей» ) и наносить основ¬ной удар по противнику силами тяжеловооруженной кон¬ницы, Александр сосредоточил ударные части своей дружи¬ны с флангов. В кульминационный момент русские войска нанесли удар, в результате которого рыцари были разбиты. От¬ступая в беспорядке, многие тяжеловооруженные воины про¬валивались под лед.
<span>Победа войск под руководством Александра Невского не позволила немецким и шведским рыцарям продолжить экс¬пансию и захватить русские земли в трудный период отечест¬венной истории.</span>
РОЗВИНУТИЙ СОЦІАЛІЗМ – ідеологема, запроваджена в життя з метою знешкодження руйнівного впливу третьої програми КПРС (1961) на комуніст. ідеологію. Приступаючи до соціально-екон. перетворень, В.Ленін скористався тим, що основоположники марксизму вкладали в поняття соціалізму і комунізму однаковий зміст (заміну приватної власності на засоби вир-ва загальнонародною, а товарно-грошових відносин і ринку – плановим розподілом), але поділяли безкласове сусп-во за рівнем розвитку продуктивних сил на дві фази. На першій, соціаліст., фазі сусп-во могло розподіляти між виробниками обмежену кількість матеріальних благ залежно від їхнього трудового вкладу: від кожного – за його здібністю, кожному – за його працею. На вищій, комуніст., фазі досягнутий розквіт продуктивних сил забезпечував принципово ін. принцип розподілу матеріальних благ: від кожного – за його здібністю, кожному – за його потребами. Отже, рад. люди мусили витримувати тимчасові, як стверджували пропагандисти, труднощі, маючи на горизонті перспективу заможного і щасливого життя.
Картина известного художника В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» является признанным шедевром автора, написанным в жанре исторической живописи. Картина повествует о страшном и кровавом событии истории нашей страны: о расправе царем Петром над стрельцами, составлявшим основу войсковых соединений того времени, расправе жестокой, потому что стрельцы поддержали в борьбе за власть сестру Петра по отцу – царевну Софью. При этом художник не показывает своим зрителям сцен кровавой расправы, а стремится рассказать о душевном состоянии своих героев в эту страшную минуту.
В центре композиции фигуры самих стрельцов и их близких. Каждый здесь ведет себя по-разному. Молодая женщина в богатой одежде заламывает руки от горя и безысходности, в ее одежду уткнулся ребенок — мальчик лет пяти. Старуха в бессилии опустилась на землю, рядом с ней девочка лет четырех в красном платке, кричащая что-то невразумительное. Другая молодая женщина закрыла лицо руками.Один из стрельцов впал в отчаянье и повесил голову, другой – седовласый старик – смотрит на окружающих невидящим взглядом и не может поверить в реальность происходящего. Лицо стрельца с черной длинной бородой полно внутреннего напряжения, он собрал всю силу воли, чтобы с честью пережить грядущую казнь. И только рыжеволосый стрелец в красной шапке с ненавистью смотрит в сторону молодого царя.Сам Петр, изображенный в стороне, также напряжен. Он сидит на коне, как бы возвышаясь над происходящем и наблюдая за тем, как его солдаты и офицеры готовят приговоренных к казни. Однако глаза его смотрят с неистовой силой и напряжением. Он также полон ненависти к стрельцам, но эта ненависть дополняется осознанием своего могущества в эту тяжелую минуту.На картине столкнулись старая и новая России, и одна должна быть уничтожена, чтобы вторая смогла набрать силу, и это Россия Петра, великого и страшного русского царя-реформатора.