Стихотворение "Железная дорога", автором которого является Н Некрасов, начинается очень ярко и красиво - перед нами рисуется картина осени.
Далее автор рассуждает о том, что в природе нет несправедливости, все подчинено законам,
а вот в жизни совсем по-другому получается. А далее автор, в процессе беседы с Ванюшей, рисует другую картину - картину строительства дороги, по которой они едут.
Прием, когда использует противопоставление, контраст - светлое-мрачное, белое-черное и т.п., называется
антитеза
Чтобы найти ответ на вопрос пришлось немножко потрудиться. Наконец, нашел все стихотворения Николая Некрасова длиной в шесть четверостиший, то есть из двадцати четырех строчек. Вот список таких стихотворений в хронологическом порядке:
- К N. N. (1841)
- «Послание к соседу» (1844)
- «Современная ода» (1845)
- «Отрадно видеть, что находит» (1845)
- «Если, мучимый страстью мятежной» (1847)
- «Ах, были счастливые годы!..» (1851)
- «За городом» (1852)
- «Гадающей невесте» (1855)
- «Демону» (1855)
- «Праздник жизни - молодости годы» (1855)
- «Белый день был недолог» (1856)
- «Всевышней волею Зевеса» (1857-1858)
- «На смерть Шевченко» (1861)
- «Возвращение» (1864)
- «Перед зеркалом» (1866-1867)
- «С работы» (1867)
- «Молебен» (1876)
Не включено в данный список стихотворение «Загадка» (Художества любитель…), потому что сам автор вместо каких-то понятных только ему слов в двух строчках использовал многоточие, хотя стихотворение состоит из двадцати четырех строк, если считать эти строчки тоже в счет.
Не включил в этот список еще стихотворений: «Ершов-лекарь», «Послание к соседу», «Табак», так как эти стихотворения состоят из двадцати пяти строк.
Ниже приведены тексты стихотворений.
> К N. N. (1841)
> «Современная ода» (1845)
Герой этой стихотворения убеждён в том, что он человек со строгой моралью и никому не делает зла. Но почему-то от его высоконравственной морали страдают живущие рядом с ним люди. Жену свою он «истерзал покором и печалью», и она «слегла в постель и умерла». Долг другу он «простил того же числа», как тот умер в долговой тюрьме. Крестьянин-повар «взял да утопился» после того, как его «отечески посёк» «заботливый» хозяин. И за что! За то, что «часто отлучался со двора» и «любил читать и рассуждать», что, по мнению «нравственного человека», являлось «званью неприличное пристрастье». Своей дочери он запретил выходить замуж за учителя, с которым она «бежать хотела сгоряча», и она «вышла за седого богача». Но… богатство-то у Маши было, а вот счастья – не было, и она «стала вдруг бледнеть и гаснуть» и «через год в чахотке умерла».
Так в чём заключается «строгая мораль», согласно которой живёт наш герой? Видимо, в том, что все живущие рядом должны поступать так и только так, чтобы ему было хорошо. Полнейший эгоизм! Но предъявляет ли он такие же требования к себе, как и к другим? Вовсе нет. Поэтому название стихотворения воспринимается как сарказм, ведь ничего нравственного в поступках этого литературного персонажа мы на самом деле не видим.
При прослушивании аудиозаписи к учебнику литературы
для шестых классов российских общеобразовательных учреждений
по интонациям актёра, читающего стихотворение
Николая Алексеевича Некрасова под названием «Железная дорога»,
довольно ясно ощущается то, что в споре поэта и генерала
он полностью поддерживает поэта,
который говорит о непосильном труде, болезни и гибели рабочих
при строительстве Санкт-Петербурго-Московской
(позднее переименованной в Николаевскую и Октябрьскую) железной дороги.
Стихотворением "Поэт и гражданин" открывался сборник стихотворений Н.А. Некрасова 1856 года. Сюжет таков: поэт бездействует, ничего не пишет. К нему входит гражданин, который призывает вернуться к поэзии, так как этого требует эпоха. Звучат такие слова:
Поэт же говорит о своей молодости:
То, к чему призывает поэта гражданин, - вообще-то, пройденный этап - этап прямолинейной гражданственной поэзии. Поэт бездействует не оттого, что чего-то не знает или знать не хочет, а оттого, что это все для него уже прошлое:
В этих словах идет речь о втором периоде творчества Некрасова, периоде такого прямолинейного сочувствия угнетенным. Это прекрасная публицистика, но в ней было довольно мало подлинной поэзии.
Заканчивается стихотворение подобно финалу стихотворения "Элегия". Здесь то же молчание, трагическая безысходность:
Весь мир внемлет поэту, кроме народа, которому он стремится сочувствовать. Такая сложнейшая внутренняя борьба характерна для позднего творчества Некрасова. И именно это отличает поэта Некрасова от десятков других поэтов этой поры, которые разменивали свой талант на газетные однодневные публикации.