Главной героиней рассказа А.И. Солженицына является Матрёна Васильевна.Ей было около шестидесяти лет.Жила она в деревне Тальново.
Она была нужным человеком в деревне,всегда всем помогала,от её помощи всегда была какая-то польза.Её помощь была искренней,от чистого сердца,а значит с пользой.
Душа Матрёны Васильевны была открыта для каждого,внутренне она была чиста,как ребёнок.Про таких людей автор сказал:"У них всегда хорошие лица",то есть они добрые,чистосердечные.
Эта доброта довела Матрёну Васильевну до гибели.Люди воспользовались её помощью,её стремлением к труду для реализации своих личных целей,даже не пытаясь дать что-то в замен.Матрёна ждала не денеги,не продукты,а просто понимание и уважение.
Никому она не рассказывала о своей тяжёлой жизни,боясь показаться слабой.Ведь все её дети умерли,муж пропал на войне,у неё не было ни любви,никто её не любил.Она отдала себя труду,заботе об окрудающих.
Жанр - <u>трагедия.</u>
Особенности жанра:
- Олицетворение борьбы и страсти между долгом и страстью в душах сильных людей, вызывающее у читателя чувство сопереживания.
- Представление непримиримости жизненных конфликтов в лице главных героев, таящее в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающееся гибелью одного или нескольких героев.
Лирические отступления в поэме "Руслан и Людмила" представляют собой важнейшие приемы для развертывания и раскрытия сюжета. Пушкин постоянно в лирических отступлениях соотносит пародируемый балладный сюжет с собственным опытом - жизненным и литературным. Первый делает описываемые ситуации бытовыми, а второй - выдуманными, заведомо ненастоящими.
1. Одно из лирических отступлений - это пародийный ход. Автор прервает на кульминационном моменте повествование. Рассказчик возвращается к моменту похищения Людмилы Черномором от "воспаленного Руслана", приводя лирическое отступление, соответствующее теме. "С порога хижины моей Так видел я, средь летних дней, Когда за курицей трусливой Султан курятника спесивый, Петух мой по двору бежал И сладострастными крылами Уже подругу обнимал; Над ними хитрыми кругами Цыплят селенья старый вор, Приняв губительные меры, Носился, плавал коршун серый И пал как молния па двор. Взвился, летит. В когтях ужасных Во тьму расселин безопасных Уносит бедную злодей. Напрасно, горестью своей И хладным страхом пораженный, Зовет любовницу петух... Он видит лишь летучий пух, Летучим ветром занесенный". Сравнение героев с персонажами этого лирического отступления не могут носить иного смысла, кроме пародийного.
2. Лирическое отступление, своего рода "комментарий" о похищении Людмилы: Ах, если мученик любви Страдает страстью безнадежно; Хоть грустно жить, друзья мои, Однако жить еще возможно. Но после долгих, долгих лет Обнять влюбленную подругу, Желаний, слез, тоски предмет, И вдруг минутную супругу Навек утратить... о друзья, Конечно лучше б умер я!
3. Песнь вторая начинается лирическим отступлением о соперниках в делах любви. "Соперники в искусстве брани, Не знайте мира меж собой; Несите мрачной славе дани И упивайтеся враждой! Пусть мир пред вами цепенеет, Дивяся грозным торжествам: Никто о вас не пожалеет, Никто не помешает вам. Соперники другого рода, Вы, рыцари парнасских гор, Старайтесь не смешить народа Нескромным шумом ваших ссор; Бранитесь – только осторожно. Но вы, соперники в любви, Живите дружно, если можно! " Пушкин призывает соперников к миру, так как "Кому судьбою непременной девичье сердце суждено, тот будет мил назло вселенной; сердиться глупо и грешно".
4. Песнь четвертая начинается лирическим отступлением о "волшебниках" открытых недругах похитителях невест, и о "друзьях", которые делают то же самое, но только тайно: Я каждый день, восстав от сна, Благодарю сердечно бога За то, что в наши времена Волшебников не так уж много. К тому же честь и слава им! Женитьбы наши безопасны.... Их замыслы не так ужасны Мужьям, девицам молодым. Но есть волшебники другие, Которых ненавижу я: Улыбка, очи голубые И голос милый о друзья! Не верьте им: они лукавы! Страшитесь, подражая мне, Их упоительной отравы, И почивайте в тишине.