М.Ю. Лермонтов назвал свое произведение «Герой нашего времени». В
названии слово «герой» употреблено в значении «типичный представитель».
Этим автор хотел сказать, что Печорин вобрал в своем образе черты
молодых людей того времени.
Тридцатые годы девятнадцатого века историки называют временем
«застоя». Тогда многие талантливые люди становились инертными, не находя
себе достойного применения. Сам Печорин говорит о себе: «Я был готов
любить весь мир,- меня никто не понял: и я выучился ненавидеть». В этом
причина раздвоенности его души. В нем живет сразу два человека: один
живет чувствами, а другой судит его. Эта противоречивость и не дает
возможности Печорину жить полной жизнью. С горьким чувством он оценивает
себя как «морального калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла»
лучшая половина души.
Образ Печорина, в некоторой степени, - повторение образа
Онегина. Созвучны даже их фамилии, образованные от названия двух исконно
русских рек. И Онегин, и Печорин – настоящие "герои времени". Они очень
похожи друг на друга, похожи и их трагедии. В целом мире для них нет
убежища, им суждено всю жизнь страдать и искать покоя. Белинский
заметил: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство
между ними гораздо меньше расстояния между Онегой и Печорой.
Печорин воплощает в себе типичные черты многих людей времени,
когда был написан роман: разочарованность, невостребованность,
одиночество.
Они разошлись по лесу, начали собирать землянику, но некоторые не собирали, а ели. Они гуляли целый день до вечера, а только вечером пришли домой.
Мужик - работящий (дрова рубит), умный (даже царь не понял слов, сказанных мужиком), расчетливый (проводил царя только за плату), хозяйственный, заботливый (думает о семье, о том, как ее прокормить)
Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную притчу про добро и зло.
- Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло
– зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро
– мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил.
- А какой волк в конце побеждает?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка и он ответил.
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Или еще.
Во дворце одного очень богатого хана была зеркальная комната. Все стены, пол и потолок в ней были из зеркал.
Однажды в этот зал попала собака и застыла, как вкопанная. Со всех сторон ее окружали собаки. Она оскалилась.
Зеркала многократно отразили ее оскал, и собаки вокруг тоже показали клыки. Собака в ужасе залаяла, и эхо вновь
многократно отразило ее лай. Всю ночь собака металась по залу, лаяла и кидалась на мнимых зеркальных врагов.
Утром ее нашли мертвой.
А все могло сложиться иначе, будь она немного дружелюбнее и протяни лапу и повиляй приветливо хвостом,
вместо злобного оскала.
<span>Мораль: мир - большое зеркало, которое отражает твой внутренний мир и возвращает тебе твое отношение к жизни. Хочешь, чтобы тебя окружали теплые и светлые люди и события, - сам стань теплым и светлым. Улыбнись - и весь мир вокруг улыбнется тебе в ответ! </span>
Фамусов, как типичный представитель своего общества, имеет свое мнение относительно ума и умного человека. Для него умный человек -это практичный, житейски мудрый человек. Хотя он и не отказывает Чацкому в уме, но тем не менее более подходящей партией для Софьи считает Скалозуба: "Солидный человек и знаков тьму отличья нахватал, не по летам и чин завидный, не нынче завтра генерал". В разговоре со Скалозубом московский барин говорит о той опасности, которая исходит от таких умников, как Чацкий. К тому же Чацкий неправильно использует полученные знания. Все должно быть направлено на достижение чинов, на соблюдение традиций, жить должны так, "как делали отцы". Фамусов выдвигает свой идеал умного человека. По его мнению, это Максим Петрович, достигший больших чинов и высокого положения в обществе благодаря своему практическому уму, умению "сгибаться вперегиб", когда надо было "подслужиться". Сам Фамусов таких высот не достиг, поэтому и заискивает перед князьями Тугоуховскими и Скалозубом.
Молчалин, секретарь Фамусова, воплощает также практический ум.
Для Чацкого ум и правда, истина и честь являются главными жизненными ценностями. Герой выступает против воспитания, принятого в фамусовском обществе, когда стремятся "набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле". Ему не чужды патриотические чувства, именно поэтому его раздражает "слепое подражанье" всему иностранному. Свои мысли Чацкий высказывает в обличительных речах, направленных против устоев фамусовского общества. Его монологи, ораторские по стилю, свидетельствуют об образованности и просвещенности главного героя, поэтому в них так много афоризмов. Ум Чацкого - ум передового человека, именно это является причиной того, что косное общество не приемлет его взглядов и идей, так как они противоречат укладу старого московского дворянства.
Любовь Чацкого к Софье не случайна, ведь она также обладает умом. Но ум Софьи практический. Софья, как типичная девушка своего времени и класса, свой ум черпает из французских сентиментальных романов, поэтому она и выбирает себе в возлюбленные Молчалина, чтобы впоследствии сделать из него "мужа-мальчика, мужа-слугу". Она руководствуется при этом житейской мудростью, ведь она - дочь своего отца.
В комедии есть еще один тип ума, который мы можем видеть у горничной в доме Фамусова Лизы. Как второй резонер в комедии, она выражает авторскую позицию, поэтому именно из ее уст мы слышим характеристики различных персонажей: "Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий", "Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами" и так далее. Бесспорно, Лиза обладает природным умом и житейской мудростью простолюдинки, она находчива, хитра, но при этом преданна своей госпоже.
Таким образом, в комедии "Горе от ума" представлены различные типы ума, начиная от житейски мудрого и кончая передовым, прогрессивным умом. Но фамусовское общество не приемлет передовой ум, отвергает его, объявив Чацкого социальным безумцем и вынудив его покинуть Москву.